12+  

Новое время диктует новые правила. Как музыка справилась с этим?

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)
Новое время диктует новые правила. Как музыка справилась с этим? Новое время диктует новые правила. Как музыка справилась с этим?

Фото из архива музыкальной школы г. Усть-Катава

Началась новая золотая пора, а вместе с ней и новый учебный год. Ребята сели за свои родные парты и приступили к «граниту наук».

Новости о том, какие изменения происходят и произошли в общеобразовательной системе, появляются в интернет и печатных изданиях довольно часто. Дистанционный формат, домашние задания, электронные платформы. Детям и родителям в прошлом учебном году пришлось перестроиться на совершенно новый формат.

Но, если представить базовое школьное обучение в формате онлайн ещё возможно, то как обстоят дела с дополнительным образованием, а конкретно с музыкальным?

Возможно ли полноценно осваивать музыкальную программу, находясь на карантине?

Мы поговорили с Надеждой Михайловной Талиповой - директором детской музыкальной школы в г. Усть-Катаве, и попросили ее рассказать о том, как выдержало испытание пандемией музыкальное обучение в нашем городе, с какими непредвиденными трудностями столкнулись преподаватели и ученики, и как обстоят дела в системе дополнительного, творческого образования сейчас.

- Надежда Михайловна, здравствуйте. Начался новый учебный год, расскажите, готова была к нему музыкальная школа в нашем городе?

-В конце августа, перед началом учебного года, у нас в режиме вебинара прошло совещание. Так же был показан мастер-класс по дистанционному обучению на базе Копейской школы искусств. Конечно, у Челябинска более мощная поддержка в системе доп. образования, там есть и специалисты, которые отвечают за организацию дистанционного обучения, а так же имеются определённые платформы для этого, которые стоят больших денег.

Но в целом, что делают они, делаем тоже самое и мы. У нас есть и положение о дистанционном образовании, разработаны все нормативы. Все родители уведомлены, что школа перешла на новый формат. На нашем сайте так же имеются заявления о наборе в электронном виде. То есть все, что было продемонстрировано нам, всё имеет место быть и в нашем городе. Единственная разница - что в Челябинске все кабинеты давно оснащены компьютерами. То есть преподаватели могут в любой момент выйти на связь с учениками в формате онлайн. Того количества единиц техники, которое имеется на базе музыкальной школы у нас, не достаточно для полноценного процесса обучения.

- Об обычных школах за этот год наша газета писала не раз, а вот о музыкальных ещё материалов не было. Согласна, глобальные изменения коснулись и вас. Расскажите, как пережили прошлый год юные музыканты, а конкретно весну?

- Именно из-за недостаточной технической оснащённости, весь апрель и май мы провели в режиме мессенджеров.

В самом начале, конечно, был шок. Мы не знали, с какой стороны подойти к новой системе, потому что ещё не было никаких рекомендаций для ведения нового формата. Нас просто поставили перед фактом: «Музыкальные школы переходят на дистанционку. Ищите способы, как это сделать, приспосабливайтесь». Благо, в конце весны появились рекомендации, каким образом и в каком режиме всё это осуществлять. Но, тем не менее, это был хороший опыт, и уже сейчас, если опять мы будем вынуждены переходить на дистанционное обучение, то уже будет проще. Есть определённые наработки, навыки.

- Но ведь музыке не обучишь на расстоянии, в отличии от базовых школьных предметов, где онлайн-обучение представить, в принципе, ещё можно. Насколько это вообще реально в перспективе?

- Конечно, согласна с этим. Здесь уже стоит вопрос мотивированности родителей и самих детей. К примеру, в больших городах существует большой конкурс, для того, чтобы попасть в муз. школы. Там совершенно другое обеспечение инструментами. Соотвественно, и другая заинтересованность уже в самом обучении.

В этом году мы получили новое фортепиано «Николай Рубинштейн». У нас нет такой материальной базы, как в Челябинске, Магнитогорске, Миассе.

Но, любом случае, наши преподаватели стараются, изобретают различные способы, для более комфортного обучения детей. Мы постоянно были в контакте с ближайшими территориями, постоянно созванивались с другими учителями, обменивались опытом. Одним словом, нырнули в новый формат наугад.

- А как, по вашему мнению, это повлияет на качество музыкального образования в перспективе?

- Даже если мы вновь перейдём на дистанционку, это не повлияет на качество образования. Я надеюсь, что мы будем продолжать заниматься, и музыкальное образование выдержит это испытание и не потеряет свой уровень. Что поделать, жизнь диктует такие условия, нужно привыкать в новым реалиям.

- Каким музыкальным специальностям пришлось в этот период тяжелее всего? Каким инструментам?

-Тяжелее всего пришлось групповым дисциплинам, таким как хор, оркестр. По этим предметам было тяжело охватить обратную связь с учениками. Если, например, по сольфеджио и муз. литературе дети просто выполняли задания и высылали преподавателям, то для этих предметов, таких как хор, создавались фонограммы. К тому же, дети и родители были перегружены, одновременно, в обычной школе, и на музыкальную не всегда хватало времени. Мы все понимали и шли им на встречу. Понятно, что в связи с этим, результативность получилась ниже, чем хотелось.

- Как обстоят дела с набором учеников в этом учебном году?

- Была грамотно проведена приемная кампания. Мы сразу объявили о дистанционном наборе учеников. Заявления приходили на электронную почту, а уже сами прослушания детей были проведены после снятия всех ограничений. Дети соскучились по обычному, живому обучению.

- То есть пока что дистанционный вариант не прогнозируется?

- Я думаю, что твой формат возможен на период обострений, но не на постоянной основе.

- Любой опыт ценен, по крайней мере, он многому вас научил. А какие плюсы вы можете выделить для себя после такого формата и периода обучения?

- Как бонус, у нас сейчас будет хорошая база с музыкальном копилкой. К примеру, записанные хоровые фонограммы, в будущем пригодятся для домашнего обучения. Это своего рода видео и аудио тренажеры для учеников. И это ведь живой звук, который играет преподаватель, а не минусовка, скачанная из интернета. Это совсем иначе воспринимается учениками.

Так же у нас за этот период набралась хорошая база музыкальной дитературы: оперы, видеоматериалы, подборки теоретического материала. Именно этот режим заставил преподавателей по-современному взглянуть на свои дисциплины, освежить формат уроков, материал, который они преподают.

- Сейчас дети уже больше привыкли к гаджетам, к формату компьютерного обучения, общения, им так даже интереснее воспринимать материал. Согласны с этим?

- Да современным детям проще выполнять задания в тестовой форме. У них «компьютерное» мышление, и так учиться им даже больше нравится, чем в классической форме. Преподавателям было сложнее, но и они уже привыкают и пользуются современными технологиями.

Ещё одним положительным моментом я считаю возможность детям, благодаря домашним заданиям в видео-формате, посмотреть на себя со стороны. И если в обычной жизни они не всегда бывают согласны с мнением учителя и с оценкой, то здесь они уже сами наглядно видели результат своей работы. Так лучше были видны их ошибки и их плюсы.

- А как сдавались экзамены в конце года?

- Экзамены сдавались по видеозаписи.

Теоретические контрольные работы сдавались в формате онлайн-урока. Были желающие, кто сдавали его индивидуально, соблюдая масочный режим и меры предосторожности. Так что, и спромежуточной, и с итоговой аттестацией мы справились. Дети получились хорошие оценки, свидетельства об окончании музыкального учреждения.

- Были среди нынешних выпускников, те, кто решил продолжить музыкальное образование и связать свою будущую профессию с музыкой?

- Конечно. В этом году три ученика из нашего города поступили в средние учебные заведения. Одна девочка поступила на фортепиано, одна на народное пение и одна на дирижёрско-хоровое отделение.

Еще к нам в новом учебном году пришёл молодой специалист, преподаватель по специальности баян - Александр Селиверстов. Я надеюсь, что новые кадры будут возвращаться в родной город и продолжать наше непростое, но нужное дело.

 

Так что и музыкальное образование в нашей стране и городе переходит на новый формат, становится более современным, подстраивается по изменения, которые диктует время и ситуация в мире.

Радует, что, благодаря стараниям преподавателей, родителей и самих учеников, музыка будет жить. И новые ученики будут приобщаться к прекрасному. Узнают произведения великих классиков, научатся управлять своим голосом, станут более культурно образованы.

До сих пор не известно, какую цель преследуют все глобальные изменения в мире, которые так явно проявились в этом году. Но сильные, упорные люди со всем справятся. Будь то музыка, спорт, культура, наука. Важно верить в лучшее. Благодарю Надежду Михайловну за интервью.

Добавить комментарий


Похожие материалы (по тегу)

  • Усть-катавские ветераны ВОВ принимали поздравления

    В канун Дня Победы, 8 мая, усть-катавских ветеранов Великой Отечественной войны поздравили с этим великим праздником.

  • Кубок Женской хоккейной лиги - в Усть-Катаве!

    Чемпионка России 2024 года, самый полезный игрок плей-офф, вратарь команды «Динамо-Нева» и сборной страны Диана Фархутдинова привезла главный трофей ЖХЛ в Усть-Катав – город, в котором она когда-то начала заниматься хоккеем.

  • В небе над Усть-Катавом вводятся ограничения

    Администрация Усть-Катавского городского округа сообщает, что 9 мая демонстрационные полёты воздушных судов, полёты беспилотных летательных аппаратов, полёты сверхлёгкой авиации, подъёмы привязных аэростатов над территорией Усть-Катавского городского округа запрещены.

  • Акция «Георгиевская лента» - в Усть-Катаве

    Старт акции в нашем округе произошёл 2 мая. 6 мая волонтёры раздавали символ воинской славы в нагорной части города. 8 и 9 мая она продолжится.

  • В доме, где живут любовь и счастье

    Видели ли вы в Усть-Катаве большой дом с аистами на крыше? Наверняка, замечали его! А я побывала в нём, в настоящем гнёздышке, всегда полном тепла и любви. Это дом семьи Абулкарамовых, в которой растут четыре прекрасных мальчика — Айнур, Амир, Аслан и Адиль.