Учитель русского языка и литературы Татьяна Морозова с 1 сентября этого года преподаёт в школе № 1. Новый педагог стал классным руководителем для пятиклассников и с большим желанием вникает в жизнь школы, привыкая к ритму нашего небольшого городка. После жизни в шумном мегаполисе это непросто. Но, по словам педагога, ей всё нравится. Нам удалось встретиться с Татьяной и поговорить о её впечатлениях после месяца работы в Усть-Катаве.
— Татьяна, добрый день. Расскажите, как Вы узнали о данной программе, и почему, живя в культурной столице нашей страны, у Вас возникла идея переехать в глубинку?
— Об этой программе я узнала достаточно давно, так как слежу за актуальными новостями в образовательной сфере. А из-за того, что я — человек лёгкий на подъём, в какой-то степени авантюрист, меня она заинтересовала. Живя в Санкт-Петербурге, мы с супругом уже планировали определяться с жильём. Но, как Вы понимаете, там очень высокие цены. А нам всегда хотелось иметь дом. К тому же мы очень устали от ритма большого города. Нас всегда тянуло за город, ближе к природе, к тишине. Но в мегаполисе это не так-то просто устроить. Для нас немаловажным является вопрос экологии, тишины, безопасности. Поэтому вариант уехать работать и жить в спокойный небольшой городок нам показался очень даже интересным. Тем более мои родственники живут недалеко — в Курганской области.
Самый главный фактор для переезда — это, конечно, великолепная природа, горы Усть-Катава. Она нас впечатлила с первого взгляда, ещё когда мы смотрели фотографии этих мест. Если уезжать, то уезжать туда, где всё вокруг радует глаз. Здесь именно такое место. Но переезжать совсем в маленькую деревню из 10 домов мы были не готовы. А в Усть-Катаве есть всё для жизни — развита медицина, есть детские сады, дворец, спорткомплекс. Имеется ж/д вокзал, рядом федеральная трасса. Много магазинов, секций, кружков и организаций. А самое главное — здесь живут отличные люди. Очень впечатлили добрые местные жители. А особенно — мой новый коллектив.
— Каким образом проходил конкурс для отбора кандидатов? Были какие-то специальные условия?
— Для участия в программе нужно было отправить документы об образовании, курсах повышения квалификации, трудовую книжку, перечень наград, если они имеются. Все заслуги оценивались определённым количеством баллов. А уже потом выбирался победитель по рейтингу.
— Как я поняла из сказанного выше, наш город Вас приятно удивил и впечатлил. Самое свежее впечатление об Усть-Катаве — какое оно?
— Я живу в центре города и хочу сказать, что здесь довольно чисто. Сначала для нас было шоком нахождение на газонах или проезжей части домашнего скота, козочек и даже коров, лошадей. Как я понимаю, здесь везде вокруг частный сектор, и проблема с бродячими животными имеется в городе уже давно. Но это не отталкивает нас в любом случае. Всё для нормальной жизни здесь, как я уже говорила, есть.
Ещё я пошла в автошколу. В Питере у нас не было потребности в личном транспорте — там это неудобно из-за пробок. А здесь очень нужна машина. Тем более мы с мужем — любители сноуборда, зимой планируем ездить кататься на горнолыжные курорты, которых много в области. На машине удобно путешествовать по местным достопримечательностям и любоваться природой Урала.
Отдельно хочу поблагодарить своих коллег. Как только мы приехали в город, уже в августе они угощали нас плодами своих трудов с огородов. Это мило и приятно, по-душевному тепло. В мегаполисах таких отношений между людьми нет.
— А жильё предоставляется по этой программе?
— Здесь всё зависит от муниципалитета населённого пункта, в который вы переезжаете. Если у него есть возможность, то жильё выделяется. Здесь нам жильё не дали. Мы снимаем квартиру. Но цены на аренду жилья, по сравнению с Петербургом, здесь приятные.
— Отличается ли специфика преподавания в глубинке от столичных методов?
— Да, здесь совсем другая специфика. Но коллеги помогли мне войти в курс дела, показали, что и как. Первое время пришлось вникать. Сейчас уже удобно и привычно.
— А ученики больших городов и провинций отличаются?
— Дети везде одинаковые. Я работала в общеобразовательной школе, поэтому особых различий назвать не могу. Сейчас идёт глобализация. Уже нельзя сказать, как раньше: этот городской, а этот деревенский. Сейчас у всех есть инстаграм, ютуб. Дети смотрят на экран телефона, видят, как выглядят знаменитости или их ровесники из больших городов, и пытаются копировать, быть похожими. Сейчас доступны любая одежда, гаджеты, тренды. Поэтому все более или менее равны.
Одно хочу сказать: столичные дети менее эмоциональные. Может быть, это отпечаток жизни в культурной столице. Их постоянно одёргивают, заставляют быть сдержанными, держать марку, поэтому они эмоционально холодные. Там ребятам не хватает природы, простой, свободной жизни. Они рвутся за город, в какие-то парки, чтобы немного отдохнуть от бетонных коробок. А здесь же учителя, родители водят ребят в горы, в пещеры, в лес в любое время года. Это классно!
— Как молодому педагогу что бы Вам хотелось поменять в существующей системе обучения, может быть, конкретно в этой школе, что внедрить? Или всё устраивает?
— Если сравнивать со школой, где я работала, здесь всё достаточно прозрачно. Директор питерской школы славилась очень суровым, консервативным нравом. В Усть-Катаве у директора школы № 1 более современный взгляд и подход к работе, мне есть с чем сравнить (улыбается). Здесь активный, молодой коллектив, который легко перестраивается под изменения, не боится новшеств.
— Тогда вопрос: остались бы в нашем городе навсегда?
— Мы переезжали с мыслью, что мы здесь осядем. Однако когда я приехала в Питер, у меня были такие же мысли. Поэтому никогда не говори «никогда». Посмотрим со временем, пока нам всё нравится и всё устраивает.
Приятно слышать от людей, которые приезжают к нам, такие добрые отзывы. Ведь, по правде говоря, город у нас хороший.
Желаем Татьяне успехов в работе на новом месте и смышлёных учеников! Спасибо за интервью.