«С репетиций хора я сбегала»
- Впервые я пришла во Дворец культуры в 1970 году, а вернее - меня привела моя мама Евгения Александровна Агафонова. На сцене проходили репетиции к заводскому смотру между цехами и отделами. Я выступала от цеха № 26, где работала мама. Спела песню "Русские сапожки", а на баяне аккомпанировал Валерий Пупков. Отец мой Иван Петрович Агафонов тоже активно участвовал в репетициях - он читал "Поэму о море", и я очень гордилась им. Ведь отец служил на флоте целых пять лет и свою любовь к морю пронёс через всю жизнь.
Проходили смотры художественной самодеятельности и между школами города. Но с репетиций хора я сбегала - мне было неинтересно долго стоять и петь незнакомые песни. И вот однажды к нам в шубинскую школу пришёл баянист Геннадий Иванович Рассказов. Мы его окружили и завороженно слушали его игру на баяне. Он всех прослушал и пригласил приходить на репетиции после уроков. На школьном смотре я спела песню Г. Пономаренко "Растёт в Волгограде берёзка" из репертуара Людмилы Зыкиной, которую разучила с пластинки. Услышав оглушительные аплодисменты, я убежала со сцены и спряталась за папиной спиной.
Через некоторое время на школьной линейке директор школы Оскар Антонович Гольдаде объявил, что я прошла на районный смотр, который состоится в Катав-Ивановске.
С эстрадным оркестром на «бис»
Однажды, репетируя песни с пластинок, пока никого не было дома, я увидела, что к моему дому подошёл мужчина.
- Да это же сам Павел Андреевич Баландин, - ахнула я, - руководитель эстрадного оркестра!
Павел Андреевич пригласил меня на репетицию оркестра. Эстрадный коллектив уже тогда гремел на всю область, за их плечами были конкурсы в Челябинске и даже в Сочи.
И вот я зашла в кабинет, где репетировал оркестр. Музыканты, увидев меня, заулыбались, ведь мне было всего 14 лет. Я спела, они попросили ещё, и тогда я им выдала целый концерт. Все песни были, конечно, про любовь. Музыканты хлопали мне изо всех сил, и я им сказала, что если они хотят - я ещё могу спеть. Павел Андреевич сказал тогда с улыбкой: "Мы принимаем тебя в наш коллектив, но песни про любовь тебе петь ещё рано".
Начались первые репетиции. И вот моя премьера "Весенние голоса". Мой дебют. Все желают успеха. Мама сшила мне красивое платье, она сидит в зале, и мне не страшно. И вот мой выход. Сцена светится огнями. Оркестр играет вступление к моим песням. Я исполняю песни из репертуара Александры Стрельченко "Я люблю свою землю", "Какая песня без баяна" и "Мне без валенок беда". Мне кричали "Бис!".
Коллектив эстрадного оркестра и Дворец культуры были для меня тогда вторым домом, а впереди ждали новые премьеры и концерты. Частыми гостями мы были в ЧВАКУШЕ, ведь Павел Андреевич работал в военном оркестре Челябинского автомобильного училища.
Запомнилась поездка на областное телевидение, куда меня впервые привезли А. В. Чепуров и П. А. Баландин. Там снималась передача об исполнителях русских народных песен. Но из-за юного возраста меня только записали, а на съёмку я не попала. Репертуар мой состоял уже из нескольких десятков песен, предлагались более сложные, и я понимала, что мне нужно музыкальное образование. Я стала брать частные уроки по фортепиано у Нины Анатольевны Баландиной.
Учиться, учиться и ещё раз учиться!
Закончив школу, пошла работать на завод в молодёжный коллектив слесарем-сборщиком на велосипедах, позднее - в АХО секретарём-машинисткой. Училась в вечерней школе и между уроками бегала на репетиции в любимый дворец. Кружков было столько, что не хватало кабинетов, даже в фойе второго этажа располагался кружок авиамоделистов.
Моё стремление учиться было очень велико. В 1973 году мой старший брат женился на девушке из Магнитогорска, которая приехала после распределения в наш город. Меня отпустили учиться в Магнитогорск. Но по причине незнания теоретических дисциплин и сильной мутации голоса в музыкальное училище меня не приняли. И тогда педагог по вокалу Наталья Ивановна Романовская сказала: "Подождите, эта девочка непростая, это девочка со сцены". И предложила мне поступить на подготовительные курсы при училище и приходить к ней на занятия по академическому вокалу. Через год усиленных занятий я сдала успешно экзамены в музыкальное училище, но нечаянно узнала об открытии народно-дирижёрского отделения в Челябинске, и самое главное - что там при училище есть общежитие.
Поехала в Челябинск и сдала на отлично экзамены, училась по специальности руководитель народного хора.
В студенческие годы я много гастролировала по области в составе концертной бригады с агитпоездом "Урал - фронту". Этот поезд следовал от Челябинска до Аши. Ехали ветераны войны, поэты-песенники, музыканты и мы, студенты училища.
У меня были прекрасные педагоги по вокалу. Галина Александровна Архипова ныне профессор и до сих пор работает в училище, мы часто с ней видимся на конкурсах по народному вокалу. Помню педагога по хору Александра Ефимовича Печонкина, он также был руководителем хора русской песни Дворца культуры им. С. Орджоникидзе. После занятий я с девчатами ехала на занятия хора, где шла репетиция оратории С. Смирнова "Имени железного наркома".
«Играй, гармонь!» и братья Заволокины в Усть-Катаве
После окончания училища получила приглашение в Уральский народный хор и дальше продолжать учёбу в ЧГАКИ на дневном отделении. Но в день поступления в институт - 1 июня 1977 года - трагически погиб мой отец, и я поступила на заочное отделение по специальности дирижёр народного хора. Директор Дворца культуры П. А. Баландин пригласил меня на работу в качестве руководителя хора русской песни и детского хора. Хор я создала на базе цеха № 26, где начинала свои первые шаги на сцене.
Однажды увидев передачи по центральному телевидению, я уже не пропускала ни одной. Была мечта - несбыточная, почти неосуществимая - попасть в это веселье, где звучит гармонь, где льются песни. И, конечно, увидеть наяву братьев Г. и А. Заволокиных. Но, оказывается, чтобы её осуществить, нужно было приложить много усилий и терпения.
И только через 10 лет моя мечта осуществилась. Мы приняли участие во Всероссийской телевизионной передаче "Играй, гармонь!" и встретили братьев Заволокиных и ансамбль "Частушка" на нашей гостеприимной усть-катавской земле. Атмосферу этого концерта передать невозможно. Мастерство чувствовалось во всём: во владении народными инструментами, в звучании голосов. Песни "Я - деревня, я - село" и "В этой деревне огни не погашены" артистам пришлось исполнять несколько раз. Скажу прямо: нелегко нам тогда пришлось. Самим В. А. Вольфовичем, руководителем областного центра "Гармонь", был поставлен "ультиматум": если будет на один билет меньше, чем есть мест в зале, занавес не открывать. А билеты по тем временам стоили недёшево. Сколько усилий нам пришлось приложить, чтобы они приехали в наш город! Ведь у них были гастроли по крупным городам - Челябинску, Миассу, Златоусту и закрытому городу Трёхгорному. И тогда с директором Дворца культуры А. В. Чепуровым мы приняли решение: по телефону доложили, что все билеты проданы (на самом деле на тот момент не было продано ни одного билета). Всем своим участникам я раздала билеты, и мы с ними пошли по организациям, а заведующая отделом культуры Ирина Ивановна Тоцкая организовала автобусы для жителей близлежащих сёл и деревень.
Зал тогда был переполнен, и даже балконы! В этом концерте приняли участие мой коллектив "Тальяночка" и ансамбль "Родничок" из села Орловка, который Михаил Журёнков организовал из молодёжи села. Когда они запели и заиграли, на сцену выбежал сам Геннадий Заволокин и безжалостно прервал их выступление. Не понравились ему костюмы и концертный номер, подавай ему только наигрыши "Орловскую трясучку", которую он услышал от Миши и записал в свою передачу.
Я поняла, что и нас это может ожидать. Ведь и у нас костюмы были не ахти и репертуар не по нему. И тогда я перед выступлением моего коллектива попросила выйти помочь на сцену артистов из ансамбля "Частушка" - подыграть нам на бас-балалайке, а самого Александра Заволокина - сплясать вместе с нами. Он показался нам очень душевным человеком, просто не отходил от нас и записал даже частушки от наших песенниц В. А. Сорокиной и Т. М. Лапиной. Многие из них вошли в его сборник частушек "По реке плывёт бревно". Задумка удалась, пляска была такая, что пол на сцене дрожал, и аплодисменты звучали так, что Геннадий Заволокин выбежал на сцену, но, увидев такой сводный хор, заулыбался и пошёл отдыхать в гримёрку.
После 4-часового концерта (а у артистов поезд уходил в четыре утра) мы всю ночь просидели с ними и пропели много песен. Геннадий много дурачился, не проявлял никакого интереса к нашему пению, но стоило запеть и заиграть А. В. Чепурову, как он оживился и стал его слушать. Мы тоже осмелели, и одна из участниц Надежда Лучиц запела старинную народную песню "Течёт речка по песочку", а мы подхватили. Что тут началось! Геннадий Заволокин схватил свою гармонь и такие коленца стал на ней выделывать, что песня зазвучала по-новому. Мы запели все вместе, звучным многоголосием. И я поняла: так вот что он хотел от нас услышать! Эта встреча многому меня научила, я стала включать в репертуар коллектива старинные песни и песни усть-катавских рабочих "Кирпичики", "Кабы знал, да не женился", припевки "Сирьбияночка" и другие.
Вот таким запомнился нам Геннадий Заволокин. Не рубахой парнем, каким мы привыкли видеть его на экране телевизора, а большим профессионалом своего дела. Он не терпел ни одной неправильной ноты, ни малейшей фальши.
Я зашла немного вперёд. Расскажу, как же всё начиналось, ведь в этом и есть вся моя жизнь.
Первый городской конкурс гармонистов и рождение «Тальяночки»
1988 год. Праздник, посвящённый 230-летию нашего города. На красочных афишах "Праздничный сказочный трамвай, "Город мастеров" и впервые Городской конкурс "Играй, гармонь".
И вот начало конкурса. Зал дворца заполнен до отказа. Зрители стоят даже в проходе от дверей до сцены. В конкурсе участвовало больше 10 гармонистов. На суд жюри гармонисты представили наигрыши, песни и частушки, исполняли сами или с солисткой.
Первое место по праву завоевал молодой гармонист Михаил Журёнков, который покорил зрителей своей игрой и песнями 70-х годов "Иволга", "Акулина". Второе место занял гармонист Алексей Тихановский - покорил всех не столько игрой, сколько красивым цыганским голосом. Алексей из многодетной семьи. Сёстры пели, а братья играли на гармони, они все участвовали в заводской самодеятельности. Голоса у них были сочные и звучные. Одним словом, музыкальная семья. Александр Андреевич Логинов, балагур и гармонист, завоевал третье место, помогала ему исполнительница частушек Валентина Прокопьевна Макарьева. Ярко и задорно спели они свадебные и рекрутские частушки. Позднее я их записала.
Дорогая моя мама,
Я теперя не твоя,
Перекопана дорожка,
Куда милый - туда я.
Дороги мои родители,
Я розочка у вас,
Я пойду - вы посмотрите
На меня в последний раз.
Первый городской конкурс "Играй, гармонь" закончился. А что дальше? И вот Марина Клинова, работавшая в то время методистом в отделе культуры, и художественный руководитель дворца Людмила Васильевна Петрова предложили пригласить участников конкурса на чашку чая для разговора о создании клуба гармонистов. На приглашение откликнулись А. А. Логинов, В. П. Ельцов, М. Н. Журёнков, А. Тихановский и супруги Александра и Анатолий Казанёвы. Начались совместные репетиции с хором русской песни. Была подготовлена концертная программа "Разговаривай, гармонь". Концерт имел большой успех в городе. На нём был объявлен конкурс среди зрителей на лучшее название клубу гармонистов. Первое место присудили Тамаре Катанской, музыкальному руководителю детского сада № 3. Коллектив стал носить яркое название "Тальяночка". Вскоре мы отправились на фестиваль народного творчества в Сим, где познакомились с местными и ашинскими гармонистами. Провели праздник русской деревни в Орловке, Серпиевке и Аратском. Уже у входа гармонисты встречали нас своими неповторимыми наигрышами и песнями.
Наступил март 1989 года. По областному телевидению транслировалась передача о первом областном конкурсе гармонистов в Челябинске. Все мысли и желания усть-катавских гармонистов с этого дня были о том, чтобы принять участие в конкурсе. И опять помогла Л. В. Петрова: она написала статью в газету "Челябинский рабочий". И - о, чудо! Сам руководитель областного клуба "Гармонь" Виталий Вольфович пригласил коллектив на праздник "Играй, гармонь", который проходил в парке культуры и отдыха имени Юрия Гагарина. Сколько веселья и задора мы увидели! И приняли во всём самое активное участие! До главной концертной площадки через весь парк шли с песней и пляской. Впереди лихо отплясывала под наигрыши гармонистов Александра Казанёва.
А дальше последовали один за другим приглашения на концерты "Играй, гармонь" в Челябинск.
На "Уральский праздник гармони и баяна" с нами поехали талантливый гармонист Сергей Шалупов и Виктор Воробьёв. Был такой популярный жанр на эстраде в 60-70-е годы - художественный свист. Виктора Воробьёва можно увидеть на фотографиях спектаклей Народного театра, где он играл, а также принимал активное участие в заводских смотрах. Вот мы и вспомнили его редкий талант "просвистеть соловьём". Этот номер был подготовлен совместно с Владимиром Ельцовым, назвали его "Под пляску". И пришлось им повторять его на челябинской сцене во Дворце культуры железнодорожников аж пять раз!
Такие успехи нас окрыляли и не давали успокаиваться. Но прежде чем попасть на областной конкурс, нужно было победить в зональном. И вот мы поехали в Аргаяшский район, где собрались целых семь клубов гармонистов. "Тальяночка" здесь победила, а песен и задора хватило до самого дома.
«Какая же я счастливая!»
Движению усть-катавской гармони в 2018 году исполнится 30 лет. У неё есть ученики и друзья по всей области. При клубе Народного коллектива "Усть-Катавская гармонь" с 2009 года стал успешно работать девичий ансамбль народной песни "Веретёнышко", и уже в 2014 году ему было присвоено звание "Образцовый". Первый состав уже выпустился в связи с поступлением девочек в институты, где они продолжают свою творческую деятельность в фольклорных ансамблях Челябинска. Второй состав в возрасте от 5 до 10 лет успешно выступает на городских праздниках и приносит первые победы в областных конкурсах.
Взяв военно-патриотическое направление, я создала в 2010 году ансамбль "Казачата", в него ходят одни мальчики от 6 до 14 лет. Один из них Александр Селивёрстов стал хорошим гармонистом и поступил на оркестровое отделение в колледж культуры Миасса.
Мальчишки с большим удовольствием посещают занятия ансамбля, пробуют свои силы в сольном исполнении и показывают хорошие результаты на областных конкурсах. Благодаря хореографу Ольге Владимировне Боталовой участники постигают азы казачьей и русской пляски. Радуюсь вместе с ними и с их родителями хорошим результатам на областных конкурсах. Я благодарна родителям за большую помощь в организации поездок на конкурсы и за пошив костюмов. Будь то народная песня или казачья, песня морской тематики или про десантников - родители всегда готовят костюмы. На любимый фестиваль "Казачьему роду нет переводу", который проводится в селе Травники Чебаркульского района, мы выезжаем ежегодно.
К 70-летию Великой Победы в нашем Дворце культуры готовился фестиваль военно-патриотической песни "Споёмте, друзья". Подбирая концертную программу, я отметила, что военные песни в основном исполняют мужские ансамбли. С огромной боязнью, что ничего из моей затеи не получится, пригласила на репетицию самых поющих мужчин нашего города. Игорь Замостьянин, братья Андрей и Александр Ивановы и другие мужчины отозвались на моё приглашение и приняли самое активное участие в фестивале. Мы разучили популярные песни военных лет "Лизавета" и "Волховская застольная". На городском фестивале военно-патриотической песни "Споёмте, друзья" мужской коллектив получил гран-при. Участвовали мы и в концертах, посвящённых 9 Мая, и в песенно-танцевальной программе "Играй, гармонь фронтовая". И не только выступили ансамблем, но и украсили сольным выступлением этот праздник братья Александр и Андрей Ивановы и Игорь Замостьянин.
Праздники закончились, я ушла в отпуск, но продолжались звонки от участников с желанием и дальше заниматься в ансамбле. Мужчины предложили дать коллективу название "Поющие сердца" и успешно продолжили свою концертную деятельность. Благодаря им мы провели праздник "Поющее мужское братство", на который пригласили наш Народный оркестр и мужской ансамбль "Россияне" из Трёхгорного. Наш мужской ансамбль был приглашён администрацией Трёхгорного на День России, где радовал зрителей своими песнями.
А вскоре мы отправились на Всероссийский Бажовский фестиваль, где впервые выступили на главной Малахитовой сцене. Наши мужчины не стали лауреатами, но ансамбль заметили, и стали поступать приглашения в соседние города и даже области на праздники народного творчества.
Весной в городском Дворце культуры проходил отборочный тур областного конкурса "Марафон талантов". Мужской ансамбль, фольклорные ансамбли "Каруселька" и "Канареечка" из детской музыкальной школы и солист Центра татаро-башкирской культуры "Дуслык" Винер Казырбаев были признаны лучшими, и 20 августа очень успешно и достойно представили Усть-Катавский округ. В итоге мужской вокальный ансамбль "Поющие сердца" признан лучшим и вошёл в финал областного телевизионного конкурса "Марафон талантов".
Прошли юбилейные концерты: "Как на девичий на праздник" в честь 5-летия ансамбля народной песни "Веретёнышко", "Серебряный юбилей " - к 25-летию "Усть-Катавской гармони". Прошёл отчётный концерт коллективов народного творчества с залихватским названием "А ну, давай раздольную!". Впереди ещё много интересных поездок, фестивалей и конкурсов. А значит, жизнь нашего дворца не стоит на месте, и наш любимый очаг культуры расцветает ещё краше. И каждое утро, идя на работу, я всегда говорю одну и ту же фразу: "Какая же я счастливая, что работаю в таком красивом Дворце культуры".