12+  

В вязовской школе – музей

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)

В феврале Вязовая принимала гостей из Усть-Катава. В школе посёлка прошёл семинар и открылся музей.

 Директоров и учителей собрал здесь семинар «Влияние внеурочной деятельности  на учеников». Наши учителя делились опытом и рассказывали,  что же мы в своей сельской школе, которая так далека от очагов культуры, можем предложить своим ребятам. Одной из задумок было претворение в жизнь такой мечты нашего директора, как создание  школьного музея.

Музей… Что возникает перед вашим мысленным взором, когда вы слышите это слово? Витрины, на которых выставлена всевозможная старина, экспонаты, к которым нельзя прикоснуться, а ещё тишина, которую нарушают только ваши шаги. Всё это совсем не похоже на наш школьный музей, который только-только появился. Полгода назад здесь была лишь пустая комнатка со стеллажами и вот её то и предстояло населить, наполнить вместе с учениками тем, что будет у называться музеем. Возможно ли это в наше время, когда всё скупается коллекционерами и столько людей с металлоискателями ищут предметы старины?!  Казалось бы, шансов найти что-то очень мало. Но, как говорится, с миру по нитке, и благодаря неравнодушным людям, стали потихоньку стекаться в наш уголок первые экспонаты.

Ведь у каждого, если подумать, найдутся дома памятные вещи, которые остались от бабушки, мамы, дальних родственников, и которые бережешь не зная для чего. Вы, конечно, знаете их ценность, но лежат они не видя света, и ни кто не удивляется им, не восхищается. И стареет, желтеет потихоньку, будь то кружевной бабушкин воротничок или дедовская грамота. И только живой интерес ребёнка способен разбудить ушедшую память, тысячи «почему» возвращают эти вещи к действию, оживляют прошлое. Был бы хороший рассказчик. Первым делом были опрошены все родственники и близкие люди: «Если есть что, подарите в музей, если не жалко». Вот так от родителей, от случайных знакомых, к кому обращалась, всё и началось у нас накапливаться. Встречались люди у кого на чердаке завалялась прялка, у кого глиняный горшок или чугунный утюг. Были и те, кто поделился и семейными сокровищами, так одна женщина принесла вязаные её матерью  ажурную скатерть и салфетки, вышитые гладью. Так и, например, Ольга Васильевна Блинова открыла сундук своей мамы и сказала: «Ну-ка подари что-нибудь для школы!» И вот- у нас в музее появился настоящий домотканый кушак, которому почти 150 лет!

Конечно предметы домашнего обихода- это первое на что обращаешь внимание, но ведь сколько же ещё документальных свидетельств, сколько старых фотографий, газетных публикаций, книг, по которым дети могут изучать историю посёлка, всему этому тоже нашлось место в школьном музее. И бесспорно самое ценное для ребёнка будет  то, что  сам он смог раздобыть и принести .

Так открывается дверь, а на пороге ученик 9 класса Саша Виденеев и в руках у него настоящая зыбка, хоть и покрытая слоем пыли, но совершенно целая, с пружиной, резными уголками и ремешками: «Вот, у Антохи на чердаке нашёл, - говорит он, - В этой зыбке ещё его бабушка качалась, надо вам?»

Часто то, что для старшего поколения может показаться обыденностью и частью жизни для ребёнка может показаться удивительным, будь то дисковый телефон или обычный альбом с марками. Иногда не и нужно даже какой-то глубины и древности, достаточно всего лишь пощупать  затейливый подстаканник, подержать в руках алюминиевую мисочку с ложкой и поиграть.

Немалую часть нашего музея составляет и геологический раздел. Ведь экспонаты для него можно найти прямо  под ногами. Благо посёлок наш просто минералогический рай - тут  мергели и бокситы, и щеточки горного хрусталя, и одно из самых удивительных и ценных - это окаменелые отпечатки морских отложений. А иногда природа посредством воды и ветра рисует на камне целую картину, стоит лишь быть повнимательней, и увидишь на обычной плиточке песчаника-крыло жар-птицы.

Есть у нас и такой интересный раздел, как литературная жизнь посёлка. Какие только писательские таланты не вдохновляла Вязовая. Писали и наши, и о нас. Так, например, в 50-70 годах на окраине посёлка жил и занимался литературной деятельностью знаменитый Инчин Анатолий Иванович, он писал повести и рассказы о партизанах, сотрудничал с «Авангардом». Московский писатель Филимонов Александр проводил в гостях у бабушки лето, и так ему запала в душу наша Вязовая, что он написал о ней в своей автобиографической повести, и даже похоронен он по завещанию на местном кладбище. И конечно целая «россыпь» это местные, «доморощенные» поэты : любимый односельчанами Виктор Телятников, на его стихи исполняют, пусть и  неофициальный, гимн посёлка, или Вера Константиновна Емельянова, она пересказала в поэтической форме  всю историю посёлка. Действительно, когда рассказываешь детям о своём крае, то истории о   неординарных, талантливых людях, судьбы которых были связаны с нашей станцией, не менее важны,  чем любой из экспонатов.

Вот так живёшь и не знаешь, как повернётся твоя жизнь, сколько помню себя, постоянно что-то собирала и искала и карманы были наполнены камнями и черепками, получала за это нагоняи от мужа и никогда и представить не могла что стану теперь вместе с юными краеведами  хранителем и создателем школьного музея. Будем вместе учиться собирать и сохранять историю своей малой родины.

 

 Педагог дополнительного  образования Полина Кузнецова.

Галерея изображений

Добавить комментарий


Поздравления

Комментарии
Календарь
« Май 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Опрос

Нужен ли забор кедровой аллее в МКР-2?

Нет, это выглядит непривлекательно. - 58.8%
Да, не все деревья достаточно взрослые. - 11.3%
Поставить сетки у не совсем подросших деревьев. - 30%

Всего голосов:: 80
Голосование по этому опросу закончилось в: 06 Сен 2021 - 08:41

Объявления