Нынешний процесс получения фотоизображения поражает своей банальностью. Фотографию может сделать даже хорошо тренированная обезьяна или попугайчик, ткнувший клювом в нужную кнопку сотового телефона. Сорок лет назад человек, умеющий делать хорошие фотографии и полностью владеющий всеми секретами фоторецептуры и химии, знающий способы художественной фотопечати, был явлением довольно редким. Это был своеобразный синтез ремесла, с его специфическими знаниями, и искусства, требующего знания основ композиции, свето- и цветопередачи. Как-то недавно нашел в шкафу фотобачок для проявления пленки и продемонстрировал молодому поколению, как в него заряжалась пленка, причем, с закрытыми глазами и секунд за 30. С закрытыми глазами потому, что бачок-то всегда приходилось заряжать в полной темноте. Первая реакция –«Круто!», вторая – «Хорошо, что этого сейчас никому не надо делать…». Пожалуй, они правы. Шумерам их глиняные таблички тоже непросто давались, только сейчас какой смысл их ваять. Проще в Word написать. Да…
Помню первую свою фотографию. Каким-то немыслимым способом скопил в двенадцатилетнем возрасте рублей пятнадцать на фотоаппарат «Любитель». Решил мать сфотографировать. Она наряжалась во все лучшее. Что-то даже гладила, причесалась. Мать я сфотографировал в полный рост. Полночи колдовал с растворами, проявлял пленку в темных и холодных сенях. Печатал контактным способом. В результате получил фотографию 6х6 сантиметров. Изображение матери занимало в центре фото сантиметра три. Хороший шмель - и то крупнее бывает. Помню, как хохотали над моим первым результатом домочадцы, а мать взяла эту фотографию и уважительно сказала мне: «У тебя с первого разу все и получилось. Даже понятно, что это я. Вон – платок мой» После смерти матери я наткнулся на эту крохотную фотографию в ящике комода, где она хранила все самое ценное…