12+  

Учителя открывают дверь, но зайти вы должны сами

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)
Учителя открывают дверь, но зайти вы должны сами Учителя открывают дверь, но зайти вы должны сами

Это мудрые слова китайской пословицы. Можно сказать, мне повезло, что в канун Дня учителя я пообщался с учителем, всю жизнь преподававшей детям английский язык, и со студенткой, которая в восторге от изучения и китайского, и английского языков. А почему повезло? Да просто знаю лишь один язык и всегда завидовал людям, которые знают больше, поэтому мне и было интересно.

«Вера Аркадьевна, Вы не меняетесь!»

Недавно нашёл в Интернете высказывание великого немца Иоганна Гёте: «Мы учимся только у того, кого мы любим» и задумался — как верно сказано! Пожалуй, это справедливо, если рассуждать и о любви к профессии. И вот состоялась наша встреча с педагогом-«рекордсменом». Вера Аркадьевна Иршина проработала учителем английского языка 60 лет!

— Вера Аркадьевна, как получилось, что Вы пошли по стезе учителя?

— Я всё время была отличницей и окончила восьмилетнюю школу с похвальной грамотой. А после восьмого класса я перешла в среднюю школу «на поляне» и окончила её в 1961 году с Золотой медалью.

— И кто Вас подтолкнул идти в педагоги?

— Иностранный язык у нас вела Лосева Таисия Алексеевна, мне нравились её уроки, и поэтому я решили пойти учиться на преподавателя английского языка. А до Таисии Алексеевны в восьмилетней школе у меня были учителями английского языка Людмила Георгиевна Кувайцева и Зоя Сысоевна Ким.

— Почему из всех учителей нравилась именно Таисия Алексеевна?

— Как-то она мне больше нравилась.

Моя подружка похуже училась, и я с ней дополнительно занималась, вместе уроки делали. Вообще, мне нравился гуманитарный цикл — иностранный, русский и литература. Литературу преподавала Горбунова Любовь Андреевна, она у нас была и классным руководителем. Я выбрала не Таисию Алексеевну, а сам предмет. Мне нравилось сидеть, переводить, копаться в словаре. Дополнительные книжки часто покупала в книжном магазине, у меня их были целые папки.

Ещё один момент, который повлиял на мой выбор. В Усть-Катав приехал родственник отца, который жил в Москве. Он пришёл к нам в гости. Мы разговорились, и я сказала, что мне нравится английский язык. Он посоветовал: «Верочка, приезжай к нам в Москву, ты будешь у нас жить и учиться». В Челябинске в педагогическом институте ещё не было иностранного факультета, его открыли позже, и я поехала поступать в Москву. А на иняз в Москве всегда был большой конкурс, и я на бюджет не прошла. Мои родители были не в состоянии помочь, потому что отец — инвалид войны. И я поступила на заочное отделение Первого московского института иностранных языков имени Мориса Тореза. Но вначале мне надо было один год проработать в школе, и меня взяли в родную вторую школу старшей пионерской вожатой. Проработала год старшей вожатой, а с третьего курса мне дали часы, и я уже стала преподавателем английского языка. Через год освободилось место, и меня перевели из второй школы в третью, которая находилась на той стороне пруда.

— Вера Аркадьевна, Ваш отец Аркадий Ильич Биев — родной брат художника Виктора Ильича Биева?

— Конечно, у них семья была большая, детей 10 человек — пятеро парней и пятеро девчонок.

Отец, когда из армии инвалидом пришёл, очень хорошо освоил столярное дело и делал мебель для устькатавцев — шкафы, тумбочки, комоды. Даже некоторое время работал в средней школе № 1 учителем труда по столярной части, когда директором был Оскар Антонович Гольдаде.  Отец был первоклассным столяром, хотя и инвалид. Он воевал под Ленинградом, получил ранение руки. А дед по материнской линии Катунькин Семён Матвеевич был хорошим портным. Моя мама Клавдия Семёновна окончила школу с Золотой медалью, хотела поступать в Пермь на химико-биологический факультет, но выпускной вечер прошёл, и объявили войну. И у неё с учёбой ничего не получилось. В начале сорок третьего отец приехал из госпиталя домой, женился, и в 1944 году я родилась. На нашей улице был усть-катавский радиоузел, мама там работала. Когда его закрыли, она ушла на завод и работала начальником бюро пропусков.

— Расскажите о первых годах работы.

— Знаете, что вспоминаю? Дворец культуры построили в 1953 году, а до этого там в здании бывшей церкви был клуб. И я помню, как часто ходила в кино, больше всего запомнились фильмы, где Чарли Чаплин с Мэри Пикфорд выступали.

Раньше классы для иностранного языка ещё не делили на две группы, на урок приходил полностью класс, а это 35–40 учеников, и мы особо не жаловались, что ученики хулиганят.

— Почему? Боялись учителя?

— Да нет. Я не помню, чтобы кто-то срывал уроки. Когда была молодой, не было такого, чтобы я плакала.

Мне запомнились смотры художественной самодеятельности, которые ежегодно проходили во Дворце культуры в конце марта после каникул. Все, ой, как готовились. Хоры в то время были в каждой школе. Я была заместителем директора, и приходилось всем помогать.

Часто ходили в походы. Однажды меня тоже послали в поход по местам боевой и трудовой славы нашего куста — Аша, Миньяр. Со мной ходили тогда Кропотова Вера Алексеевна, Семков Анатолий Григорьевич, Гнусарёв Валентин Васильевич. Запомнился мне этот поход, пришла домой распухшая, меня пчёлы или ещё кто-то искусали.

Ещё мы любили путешествовать с учениками по городам. Вначале ездили на родину Ленина в Ульяновск. Второе путешествие было в Волгоград, ходили на Мамаев курган, в дом Павлова. А третья поездка была в Москву, мы посетили Мавзолей Ленина. Как сейчас помню, очередь была очень большая, загибалась за исторический музей в конце Красной площади. И мы выстояли и посмотрели на Ленина.

Когда ещё за прудом работала, там преподавали немецкий язык Оскар Антонович Гольдаде и Анна Васильевна Усова. Оскар Антонович любил в шахматы играть в учительской на переменках.

— Кто с кем играл?

— Оскар Антонович Гольдаде с директором Ольгой Всеволодовной Ляпиной.

— Как ученики воспринимали иностранный язык? Я вот 6 лет изучал немецкий в школе, год в институте, и толку мало.

— Как — учебники были, нормально учили. И троечники были, и двоечники, всякие были. Мне запомнился один ученик, фамилию не буду называть. Кабинет небольшой, он сидит и по батарее железкой стучит и стучит, на нервах играет. Я мать увидела и говорю: вот такое дело, я делаю замечание, а он нарочно сидит и стучит. Вы придите, у двери встаньте и послушайте. Она пришла, стоит у двери, а он снова железкой — бум-бум. Она вошла и как даст ему по башке! Всё, с этого момента он больше не стучал, стал тихо сидеть и английский изучать.

В третьей школе, которая напротив редакции была, я преподавала больше 40 лет. Когда школу аннулировали, стала работать в лицее и по совместительству работала в нашем институте около 10 лет. А когда объединили техникум с лицеем, меня оставили преподавать теперь уже в техникуме.

— В лицее легче было преподавать английский, чем в школе?

— В лицей приходили разные дети. Они сидели на уроках и говорили: вот мы три года проучимся, пойдём в армию, а потом — работать в милицию. И сейчас я смотрю, многие в нашей полиции работают. Все здороваются со мной.

— Вера Аркадьевна, нужен ли сварщикам английский язык?

— Нужен, этот предмет обогащает и техническими знаниями, и просто общую культуру человека поднимает. Студенты первого курса как-то все ходят, стараются, а потом видят, что общая картина у них по предметам не больно хорошая, и забрасывают учёбу. Как 18 лет им исполняется, начинают устраиваться на работу, подрабатывать. В торговлю чаще подаются, в магазин захожу — одни студенты. В первую смену учатся, а во вторую работают. Конечно, в семьях денег не хватает, а они и с девчонками начинают дружить, шоколадку купить надо. Чтобы у родителей не просить каждую копейку, подрабатывают. Год, как я уже отошла от этого, девчонки ещё ходят ко мне на репетиторство, понемножку занимаюсь. Как каникулы в техникуме прошлым летом начались, я рассчиталась. Мой педагогический стаж с года моей работы пионервожатой в 1961 году до увольнения из техникума в 2022 году — 61 год.

— Вера Аркадьевна, 61 год работы в школе — это потрясающее педагогическое долголетие! Вы идёте по городу, и Вам постоянно встречаются Ваши ученики. Я представляю, какое это количество!

— Конечно, меня узнают, а я своих учеников не всех узнаю, и дело не в моей памяти, просто они изменились. А они здороваются и говорят: «Вера Аркадьевна, Вы не меняетесь». «Конечно, — улыбаюсь я, — мне скоро уже 80 будет».

— Конечно, они выросли, а Вы всё такая же молодая. Поделитесь секретом молодости.

— Да кто его знает, в чём секрет. Трудилась всегда, долго работала, а когда работаешь среди детей, студентов, и сама молодой остаёшься. Девчонки-воображалы наряжаются, приходится им соответствовать, думаешь, как бы не опозориться и быть на высоте. Чтобы на уровне быть, следишь за собой и внешне, и внутренне.

Проработала долго, и впечатления о моей деятельности больше остались хорошие. Были отдельные моменты, но что-то плохое не запомнилось. Значит, я просто любила свою профессию. Если бы мне не нравилась моя работа, я бы давно уволилась и дома сидела. От своего имени поздравлю всех педагогических работников с Днём учителя!

Это другая страна, другая культура!

До седьмого класса Марина Лешинина училась и жила в Усть-Катаве, потом семья переехала в Челябинск. И вот попалось сообщение в Интернете — 14 студентов-лингвистов ЧелГУ будут обучаться в Китае, в университетах Пекина, Хэбэя, Даляня и Нанкина. И среди перечисленных студентов мелькает имя нашей землячки. Как только Марина появилась на родине, мы встретились.

— Я перешла на четвёртый курс факультета лингвистики и перевода ЧелГУ. Изучаю английский и китайский, — рассказывает Марина. — Китайское правительство выделило гранд на обучение в различных университетах. После подачи заявки отбор проходил в три этапа — на уровне университета, на уровне Министерства образования России, и потом уже сами китайские университеты выбирали. Указываешь три университета, которые по приоритету ты хочешь. У меня первым был Нанкинский, и он меня отобрал. Нанкин — южная столица Китая, прекрасный город, прекрасный университет, надеюсь, будут прекрасные воспоминания.

Учёба будет длиться год, я подала заявку на языковой год, чтобы параллельно учиться и в ЧелГУ, и в Нанкине. Можно, конечно, было взять академический отпуск, но лучше буду прилетать на сессию, сдавать здесь экзамены и улетать. Как нам объяснили, мы пишем заявление на индивидуальный план, в связи с этим пятый курс будет ещё тяжелее, но всё равно это того стоит.

Я безумно рада. Во-первых, это путешествие, другая страна, во-вторых, это возможность погрузиться в другую культуру. Выбрала китайский не потому, что надо было просто выбрать второй язык, а потому что мне нравится китайский, нравится погружаться в их культуру. Я целый год буду жить в этом.

Раньше я языки учила с алфавитом, а в китайском его нет. И хорошо, открывается возможность проявить фантазию, используя свой интерес к истории, культуре. Фильмы, еда — всё накладывается друг на друга. Ты открываешь для себя что-то новое, появляется много новых друзей. Не скажу, что английский хуже, хотя вначале он мне показался сухим, но потом я поняла, что он даёт мне возможность быть волонтёром на международных форумах, помогать людям и общаться с ними на английском языке. Это расширяет круг моих знаний и возможностей.

— Марина, любовь к иностранным языкам откуда?

— В 8-м классе я начала смотреть турецкие сериалы с субтитрами. Мне так понравилось, турецкий язык — это так красиво, каждое слово легко запоминается, и я поняла — это моя душа! Стала самостоятельно изучать турецкий язык и уже вскоре могла смотреть сериалы без субтитров. В одиннадцатом классе я спросила у старшей сестры, куда мне поступать. Она сказала: ты же учила турецкий, и посоветовала поступать на иняз. Я поступила и не пожалела.

 — А с какого возраста надо изучать иностранный язык?

— Когда захочется. Ну, неужели человек не выучит язык, если ему это нужно, в любом возрасте? Я не знаю столько слов на английском, сколько знают дети, играя в Майнкрафт, потому что им нравится играть.

Галерея изображений

Добавить комментарий


Похожие материалы (по тегу)

Поздравления

Комментарии
Календарь
« Февраль 2016 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            

Афиша

Опрос

Нужен ли забор кедровой аллее в МКР-2?

Нет, это выглядит непривлекательно. - 58.8%
Да, не все деревья достаточно взрослые. - 11.3%
Поставить сетки у не совсем подросших деревьев. - 30%

Всего голосов:: 80
Голосование по этому опросу закончилось в: 06 Сен 2021 - 08:41

Объявления