«Вера Аркадьевна, Вы не меняетесь!»
Недавно нашёл в Интернете высказывание великого немца Иоганна Гёте: «Мы учимся только у того, кого мы любим» и задумался — как верно сказано! Пожалуй, это справедливо, если рассуждать и о любви к профессии. И вот состоялась наша встреча с педагогом-«рекордсменом». Вера Аркадьевна Иршина проработала учителем английского языка 60 лет!
— Вера Аркадьевна, как получилось, что Вы пошли по стезе учителя?
— Я всё время была отличницей и окончила восьмилетнюю школу с похвальной грамотой. А после восьмого класса я перешла в среднюю школу «на поляне» и окончила её в 1961 году с Золотой медалью.
— И кто Вас подтолкнул идти в педагоги?
— Иностранный язык у нас вела Лосева Таисия Алексеевна, мне нравились её уроки, и поэтому я решили пойти учиться на преподавателя английского языка. А до Таисии Алексеевны в восьмилетней школе у меня были учителями английского языка Людмила Георгиевна Кувайцева и Зоя Сысоевна Ким.
— Почему из всех учителей нравилась именно Таисия Алексеевна?
— Как-то она мне больше нравилась.
Моя подружка похуже училась, и я с ней дополнительно занималась, вместе уроки делали. Вообще, мне нравился гуманитарный цикл — иностранный, русский и литература. Литературу преподавала Горбунова Любовь Андреевна, она у нас была и классным руководителем. Я выбрала не Таисию Алексеевну, а сам предмет. Мне нравилось сидеть, переводить, копаться в словаре. Дополнительные книжки часто покупала в книжном магазине, у меня их были целые папки.
Ещё один момент, который повлиял на мой выбор. В Усть-Катав приехал родственник отца, который жил в Москве. Он пришёл к нам в гости. Мы разговорились, и я сказала, что мне нравится английский язык. Он посоветовал: «Верочка, приезжай к нам в Москву, ты будешь у нас жить и учиться». В Челябинске в педагогическом институте ещё не было иностранного факультета, его открыли позже, и я поехала поступать в Москву. А на иняз в Москве всегда был большой конкурс, и я на бюджет не прошла. Мои родители были не в состоянии помочь, потому что отец — инвалид войны. И я поступила на заочное отделение Первого московского института иностранных языков имени Мориса Тореза. Но вначале мне надо было один год проработать в школе, и меня взяли в родную вторую школу старшей пионерской вожатой. Проработала год старшей вожатой, а с третьего курса мне дали часы, и я уже стала преподавателем английского языка. Через год освободилось место, и меня перевели из второй школы в третью, которая находилась на той стороне пруда.
— Вера Аркадьевна, Ваш отец Аркадий Ильич Биев — родной брат художника Виктора Ильича Биева?
— Конечно, у них семья была большая, детей 10 человек — пятеро парней и пятеро девчонок.
Отец, когда из армии инвалидом пришёл, очень хорошо освоил столярное дело и делал мебель для устькатавцев — шкафы, тумбочки, комоды. Даже некоторое время работал в средней школе № 1 учителем труда по столярной части, когда директором был Оскар Антонович Гольдаде. Отец был первоклассным столяром, хотя и инвалид. Он воевал под Ленинградом, получил ранение руки. А дед по материнской линии Катунькин Семён Матвеевич был хорошим портным. Моя мама Клавдия Семёновна окончила школу с Золотой медалью, хотела поступать в Пермь на химико-биологический факультет, но выпускной вечер прошёл, и объявили войну. И у неё с учёбой ничего не получилось. В начале сорок третьего отец приехал из госпиталя домой, женился, и в 1944 году я родилась. На нашей улице был усть-катавский радиоузел, мама там работала. Когда его закрыли, она ушла на завод и работала начальником бюро пропусков.
— Расскажите о первых годах работы.
— Знаете, что вспоминаю? Дворец культуры построили в 1953 году, а до этого там в здании бывшей церкви был клуб. И я помню, как часто ходила в кино, больше всего запомнились фильмы, где Чарли Чаплин с Мэри Пикфорд выступали.
Раньше классы для иностранного языка ещё не делили на две группы, на урок приходил полностью класс, а это 35–40 учеников, и мы особо не жаловались, что ученики хулиганят.
— Почему? Боялись учителя?
— Да нет. Я не помню, чтобы кто-то срывал уроки. Когда была молодой, не было такого, чтобы я плакала.
Мне запомнились смотры художественной самодеятельности, которые ежегодно проходили во Дворце культуры в конце марта после каникул. Все, ой, как готовились. Хоры в то время были в каждой школе. Я была заместителем директора, и приходилось всем помогать.
Часто ходили в походы. Однажды меня тоже послали в поход по местам боевой и трудовой славы нашего куста — Аша, Миньяр. Со мной ходили тогда Кропотова Вера Алексеевна, Семков Анатолий Григорьевич, Гнусарёв Валентин Васильевич. Запомнился мне этот поход, пришла домой распухшая, меня пчёлы или ещё кто-то искусали.
Ещё мы любили путешествовать с учениками по городам. Вначале ездили на родину Ленина в Ульяновск. Второе путешествие было в Волгоград, ходили на Мамаев курган, в дом Павлова. А третья поездка была в Москву, мы посетили Мавзолей Ленина. Как сейчас помню, очередь была очень большая, загибалась за исторический музей в конце Красной площади. И мы выстояли и посмотрели на Ленина.
Когда ещё за прудом работала, там преподавали немецкий язык Оскар Антонович Гольдаде и Анна Васильевна Усова. Оскар Антонович любил в шахматы играть в учительской на переменках.
— Кто с кем играл?
— Оскар Антонович Гольдаде с директором Ольгой Всеволодовной Ляпиной.
— Как ученики воспринимали иностранный язык? Я вот 6 лет изучал немецкий в школе, год в институте, и толку мало.
— Как — учебники были, нормально учили. И троечники были, и двоечники, всякие были. Мне запомнился один ученик, фамилию не буду называть. Кабинет небольшой, он сидит и по батарее железкой стучит и стучит, на нервах играет. Я мать увидела и говорю: вот такое дело, я делаю замечание, а он нарочно сидит и стучит. Вы придите, у двери встаньте и послушайте. Она пришла, стоит у двери, а он снова железкой — бум-бум. Она вошла и как даст ему по башке! Всё, с этого момента он больше не стучал, стал тихо сидеть и английский изучать.
В третьей школе, которая напротив редакции была, я преподавала больше 40 лет. Когда школу аннулировали, стала работать в лицее и по совместительству работала в нашем институте около 10 лет. А когда объединили техникум с лицеем, меня оставили преподавать теперь уже в техникуме.
— В лицее легче было преподавать английский, чем в школе?
— В лицей приходили разные дети. Они сидели на уроках и говорили: вот мы три года проучимся, пойдём в армию, а потом — работать в милицию. И сейчас я смотрю, многие в нашей полиции работают. Все здороваются со мной.
— Вера Аркадьевна, нужен ли сварщикам английский язык?
— Нужен, этот предмет обогащает и техническими знаниями, и просто общую культуру человека поднимает. Студенты первого курса как-то все ходят, стараются, а потом видят, что общая картина у них по предметам не больно хорошая, и забрасывают учёбу. Как 18 лет им исполняется, начинают устраиваться на работу, подрабатывать. В торговлю чаще подаются, в магазин захожу — одни студенты. В первую смену учатся, а во вторую работают. Конечно, в семьях денег не хватает, а они и с девчонками начинают дружить, шоколадку купить надо. Чтобы у родителей не просить каждую копейку, подрабатывают. Год, как я уже отошла от этого, девчонки ещё ходят ко мне на репетиторство, понемножку занимаюсь. Как каникулы в техникуме прошлым летом начались, я рассчиталась. Мой педагогический стаж с года моей работы пионервожатой в 1961 году до увольнения из техникума в 2022 году — 61 год.
— Вера Аркадьевна, 61 год работы в школе — это потрясающее педагогическое долголетие! Вы идёте по городу, и Вам постоянно встречаются Ваши ученики. Я представляю, какое это количество!
— Конечно, меня узнают, а я своих учеников не всех узнаю, и дело не в моей памяти, просто они изменились. А они здороваются и говорят: «Вера Аркадьевна, Вы не меняетесь». «Конечно, — улыбаюсь я, — мне скоро уже 80 будет».
— Конечно, они выросли, а Вы всё такая же молодая. Поделитесь секретом молодости.
— Да кто его знает, в чём секрет. Трудилась всегда, долго работала, а когда работаешь среди детей, студентов, и сама молодой остаёшься. Девчонки-воображалы наряжаются, приходится им соответствовать, думаешь, как бы не опозориться и быть на высоте. Чтобы на уровне быть, следишь за собой и внешне, и внутренне.
Проработала долго, и впечатления о моей деятельности больше остались хорошие. Были отдельные моменты, но что-то плохое не запомнилось. Значит, я просто любила свою профессию. Если бы мне не нравилась моя работа, я бы давно уволилась и дома сидела. От своего имени поздравлю всех педагогических работников с Днём учителя!
Это другая страна, другая культура!
До седьмого класса Марина Лешинина училась и жила в Усть-Катаве, потом семья переехала в Челябинск. И вот попалось сообщение в Интернете — 14 студентов-лингвистов ЧелГУ будут обучаться в Китае, в университетах Пекина, Хэбэя, Даляня и Нанкина. И среди перечисленных студентов мелькает имя нашей землячки. Как только Марина появилась на родине, мы встретились.
— Я перешла на четвёртый курс факультета лингвистики и перевода ЧелГУ. Изучаю английский и китайский, — рассказывает Марина. — Китайское правительство выделило гранд на обучение в различных университетах. После подачи заявки отбор проходил в три этапа — на уровне университета, на уровне Министерства образования России, и потом уже сами китайские университеты выбирали. Указываешь три университета, которые по приоритету ты хочешь. У меня первым был Нанкинский, и он меня отобрал. Нанкин — южная столица Китая, прекрасный город, прекрасный университет, надеюсь, будут прекрасные воспоминания.
Учёба будет длиться год, я подала заявку на языковой год, чтобы параллельно учиться и в ЧелГУ, и в Нанкине. Можно, конечно, было взять академический отпуск, но лучше буду прилетать на сессию, сдавать здесь экзамены и улетать. Как нам объяснили, мы пишем заявление на индивидуальный план, в связи с этим пятый курс будет ещё тяжелее, но всё равно это того стоит.
Я безумно рада. Во-первых, это путешествие, другая страна, во-вторых, это возможность погрузиться в другую культуру. Выбрала китайский не потому, что надо было просто выбрать второй язык, а потому что мне нравится китайский, нравится погружаться в их культуру. Я целый год буду жить в этом.
Раньше я языки учила с алфавитом, а в китайском его нет. И хорошо, открывается возможность проявить фантазию, используя свой интерес к истории, культуре. Фильмы, еда — всё накладывается друг на друга. Ты открываешь для себя что-то новое, появляется много новых друзей. Не скажу, что английский хуже, хотя вначале он мне показался сухим, но потом я поняла, что он даёт мне возможность быть волонтёром на международных форумах, помогать людям и общаться с ними на английском языке. Это расширяет круг моих знаний и возможностей.
— Марина, любовь к иностранным языкам откуда?
— В 8-м классе я начала смотреть турецкие сериалы с субтитрами. Мне так понравилось, турецкий язык — это так красиво, каждое слово легко запоминается, и я поняла — это моя душа! Стала самостоятельно изучать турецкий язык и уже вскоре могла смотреть сериалы без субтитров. В одиннадцатом классе я спросила у старшей сестры, куда мне поступать. Она сказала: ты же учила турецкий, и посоветовала поступать на иняз. Я поступила и не пожалела.
— А с какого возраста надо изучать иностранный язык?
— Когда захочется. Ну, неужели человек не выучит язык, если ему это нужно, в любом возрасте? Я не знаю столько слов на английском, сколько знают дети, играя в Майнкрафт, потому что им нравится играть.