12+  

Усть-Катав в объективе фотографа начала 20 века

Автор 
Оцените материал
(2 голосов)
Усть-Катав в объективе фотографа начала 20 века Усть-Катав в объективе фотографа начала 20 века

Фото А. Петухова

2 марта в библиотеке Усть-Катава прошла межрегиональная краеведческая конференция «Этнофотопутешествие Михаила Круковского по Южному Уралу».

Конференция прошла в рамках празднования 265-летия города Усть-Катава, и была посвящена Михаилу Круковскому – путешественнику, писателю, ученому-этнографу.

Что для нынешних людей значит фотография? С приходом в нашу жизнь смартфонов, каждый стал фотографом. Мы делаем огромное количество снимков, которые, скорее всего так и останутся в виртуальном пространстве. И важность этих фотографий, в общем-то, невелика. И какую же ценность представляют фотографии, сделанные Михаилом Круковским в начале прошлого века, когда он путешествовал по России. Представленные зрителям фотокопии, поражают своим качеством, а доклады были интересны, каждый по своему.

Библиограф городской детской библиотеки Елена Беляева рассказала присутствующим биографию путешественника. Первая поездка в 1899 году в Олонецкий край была совершена по предложению Академии Наук. За время экспедиции Круковский побывал на территории Карелии, посетив Петрозаводский, Олонецкий, Повенецкий уезды.  Результатом этой поездки стала написанная книга «Олонецкий край. Путевые очерки». Повествование о своём путешествии Круковский вёл в жанре живого приключенческого рассказа с сюжетами из бытовой жизни, с описанием героев и их судеб.  Поездка завершилась не только богатой фотографической коллекцией, состоящей из 283 отпечатка, но также коллекцией предметов русского и карельского быта. в 1908 году написал на основе своих впечатлений ряд рассказов и сказок под общим заглавием «Маленькие люди. Рассказы и сказки».

Саму Карелию в книге Круковский описал так: «Это край, в котором мощно ревут водопады, свирепеют бурные озера, в котором до сих пор в деревнях стоят дома и церкви причудливой древнерусской архитектуры, в реках живут водяные и русалки, а в диких непроходимых лесах бродит и ищет себе добычу угрюмый, нелюдимый хозяин леса — медведь».

Краевед Галина Садовникова посвятила свое выступление путешествию Круковского по Южному Уралу, в частности пребыванию его именно в Усть-Катаве. Началось оно в 1905 году. В коллекции фотографий Михаила Круковского, сделанных в этих в поездках и сохранившихся в архивах Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук,  можно отобрать  более 40 фотографий, относящихся к окрестностям Усть-Катава. Здесь не только портреты людей, но и старинные орудия труда, стога русской и башкирской кладки, повети и многое другое. В путевом очерке «Южный Урал» целая глава  посвящена заводским посёлкам, ведь они были похожи один на другой: Усть-Катав, Катав-Ивановск и другие рабочие поселки.  Гостья из Катав-Ивановского краеведческого музея Елена Любимова в своем докладе затронула описание Круковским жизни заводских посёлков: «Вокруг завода по берегам пруда обыкновенно расположены жалкие домишки рабочих, но в каждом таком заводе есть церковь, почта, больница, школа, несколько лавок и базар. В ненастную погоду всё селение буквально тонет в непролазной грязи; ночью улицы погружены в темноту, а днём они почти безжизненны, потому что главное население - рабочие работают на заводе. Здесь нет непринуждённого веселья и простоты, здесь все живут  для того лишь, чтобы заработать, и только вечером раздастся разудалая песня группы подгулявших рабочих, да в окнах заводских чиновников долго светится огонь: там люди напрополую играют в карты, скрашивая своё свободное время, которое здесь не на что расходовать…».

Неслучайная случайная встреча

Из выступления сотрудника краеведческого музея, художницы и очень талантливого человека Ольги Ивановой присутствующие узнали историю появления коллекции кукол в традиционных нарядах.
Встреча с фотоработами Круковского Ольги произошла случайно  в 2011 году. В тот период художница была увлечена историей традиционного костюма. Но информации по этой теме было чрезвычайно мало. Тогда в интернете ей попалась фотография, которая была подписана так: «Девушка из Усть-Катава». По словам художницы, она испытала просто шок. В дальнейшем были проведены исследования, найдены еще фотографии девушек в нарядах того времени. Благодаря этим фотографиям, художница создала коллекцию кукол в традиционных костюмах. Наряды сшитые по фотографиям Круковского есть в коллекции Челябинской мастерицы Евгении Ядрышниковой под названием  «Уральский Look». А в качестве модели в показе принимала участие наша землячка Яна Подборнова. В коллекции Натальи Шабельской  в Российском этнографическом музее в г. Санкт-Петербурге также есть традиционные костюмы сшитые по фотографиям Круковского, сделанных в путешествиях по Южному Уралу.

«Башкиры и Круковский»

Доклад на эту тему был сделан библиографом-краеведом библиотеки филиала № 9 Розой Ситдиковой.

Круковский описывал башкир в теплых тонах: «Симпатичной стороной их характера можно считать нелюбовь к корысти, к стяжанию, чего нельзя сказать про других, соседних азиатских народов: татар, мещеряков, киргиз». По наблюдению путешественника, башкир «подвижен до юркости и ловок, но движения его не грубы, а мягки, он любит веселиться до бесконечности, шутить и смеяться; у него юмористическая складка ума, он умеет подметить все веселое, смешное». Круковский создал яркий портрет своего проводника Малая, который сумел открыть путешественнику башкирскую культуру, уберечь от недоверия соплеменников, представив его дорогим гостем.

С трудностями фотосъемки Круковский столкнулся в башкирских селениях: «Башкиры не хотели сниматься и относились к моим попыткам недоверчиво. Даже враждебно. Когда я выходил на улицу, вся деревня пряталась в избах, из боязни попасть в аппарат. Только в щели дверей и в окнах видны были крайне любопытные, жадные взгляды. Отказ от съемок они объясняли тем, что «Магомет запретил правоверным воспроизводить и распространять их изображения».

Однажды при съемках кладбища Круковский едва укрылся от разгневанных башкир, «мчащихся к нему во весь дух, кричащих и размахивающих руками». Ему пришлось специально съездить в Уфу к муфтию, чтобы «выхлопотать разрешение на фотографическую съемку в научных целях».  «Бумажка от муфтия» дала возможность Круковскому снимать «не только башкир, но и башкирок».

Сотрудники музея им.Салавата Юлаева из с.Малояз провели большую исследовательскую работу по сверке фотоматериалов учёного, где он заснял жителей деревень Яхъя, Миндишево и Мусабай. Об этом был представлен доклад заведующей музея Зили Садыковой.. Вот что она рассказала:

- О том, что есть такие фотографии, на которых запечатлены жители наших деревень, мы узнали от молодого краеведа Айрата Галиева, когда тот был в кунст-камере.  Сейчас он работает директором геопарка Янгантау. На данный момент в нашем музее находятся 52 фотографии, они распечатаны на большом формате А2. Их можно посмотреть в музее с. Малояза, но также сотрудники организуют выездные лекции с показами фотослайдов, предметов быта, украшений, которые были в обиходе у башкир в те времена.

Нагайбаки

Круковский — первый путешественник, который охарактеризовал северную группу нагайбаков Троицкого уезда.

Проезжая мимо станицы Ключевской Троицкого уезда, путешественник заинтересовался, что за народ живет в этих местах. Сопровождавший его башкир Абдул описал жителей станицы так: «Обыкновенные хлебопашцы, а народ-то особенный: ни татары они, ни башкиры, ни киргизы, а просто бакалы». Автор пишет: «Я немало помучился, прежде чем узнал настоящее, этнографическое название этого народа».«Название наше нагайбаки… А вот откуда мы происходим и какого племени — этого сказать не могу», — сообщил путешественнику священник станицы. Круковский отметил богатые украшения на нагайбакских женщинах, но в то же время «страшную нищету» и «пьянство» в деревне. После непродолжительного пребывания в станице Ключевской он «уезжал с таким тяжелым чувством, какого никогда не испытывал в своих скитаниях по России».  По пути в Троицк Круковский проезжал селения русских казаков, в которых, по его наблюдению, было «не хозяйственно и скучно». Он досадовал на то, что землю, на которой некогда кочевали башкиры, отдали во владение казакам, и землю эту те «не могут разработать и наполовину».

Выступление ансамбля народного пения «Канареечка» под руководством Юлии Зиновьевой было очень тепло принято участниками конференции.

Слайды сменяли друг друга. С фотографий, выполненных в хорошем качестве, на нас смотрели люди. Разные люди: дети, мужчины, женщины, русские, башкиры. Они жили в наших краях более 100 лет назад. О чем-то мечтали, смеялись, горевали. Их уже давно нет в живых, но возможно, потомки этих людей живут среди нас. И это была настоящее путешествие в прошлое.

Добавить комментарий


Похожие материалы (по тегу)

Поздравления

Комментарии
Календарь
« Май 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Опрос

Нужен ли забор кедровой аллее в МКР-2?

Нет, это выглядит непривлекательно. - 58.8%
Да, не все деревья достаточно взрослые. - 11.3%
Поставить сетки у не совсем подросших деревьев. - 30%

Всего голосов:: 80
Голосование по этому опросу закончилось в: 06 Сен 2021 - 08:41

Объявления