Спектакль по пьесе Григория Горина назывался "Забыть Герострата!", но я не оговорился, а сознательно вынес в заголовок слово "убить". Потому что после просмотра премьеры был так настроен, что сразу вспомнилось высказывание Чехова, как он по капле выдавливал из себя раба. Так и мы должны каждый день убивать в себе Герострата. Этот грек сжёг одно из семи чудес света, прекраснейшее творение зодчих, храм Артемиды Эфесской, потому что хотел прославиться в веках, потому что ему было плевать на окружающих, он тешил своё эго. А мы разве не так живём? Разве каждый не пестует в себе своё Я? И как это тяжело исполнять главную заповедь Христа - возлюби ближнего своего, как самого себя.
Да, рискнула режиссёр Валентина Егоровна Михеева, показав эту работу в Страстную субботу, за 7 часов до начала Воскресения! Она рисковала, зрителей было не "яблоку негде упасть", но какой это был дорогой "пирог к обеду"!
Когда после спектакля поднимался домой в гору, в висках так и стучало: "убить Герострата, убить Герострата". Нет, его забыть невозможно, он вечен. Недавно попался под руку томик "Войны и мира", открыл наугад, а там размышления Андрея Болконского ночью перед сражением. Он предчувствует, что будет убит, но мечтает - лишь бы его заметил император. И что для него в этот миг отец, жена, любимая сестра?.. Герострата невозможно забыть, он будет существовать, пока живо человечество, его можно лишь выдавливать из себя по капле. И сейчас, в Пасху, самое время подумать об этом.
Не ошибся и во втором названии. Конечно, Лазарева суббота была накануне Вербного воскресенья, а премьера состоялась в Страстную субботу, когда по преданию Христос спускался в ад, но именно в эту субботу на сцене Дворца культуры главными действующими лицами были Лазаревы Владислав и Сергей. Первый был в образе главного героя - Герострата - можно сказать, воплощал главное зло, и на мой сугубо непрофессиональный взгляд, справился с этой задачей блестяще. Впервые я увидел его игру в "Ревизоре", там он был в тени, мне даже показалось - слишком простоватым, но в этом спектакле всё было в меру. Всё как по Станиславскому - я стопудово поверил.
Его главным противником в постановке был другой Лазарев - Сергей. У него была труднейшая задача, он был архонтом Эфеса, главным законником. Но если законы не работают, как остаться до конца верным долгу? И хотя актёры ходили в хитонах и сандалиях, спектакль был настолько современным, настолько он копировал картинки, которые мы каждый день видим по телевизору, что я невольно переживал за мучения архонта, за Сергея Лазарева.
Григорий Горин написал пьесу ещё в 1972 году, и в её финале, оказавшись бессильным перед сильными мира сего, блюститель закона совершает беззаконный поступок - закалывает ножом Герострата. Сколько времени прошло, но иногда и у меня такие мысли закрадываются, даже горцев начинаю уважать. У них как - если бессилен закон и затронута честь семьи, берут в руки оружие. Нас же иной раз как телят на заклание ведут, а мы всё терпим, на кого-то надеемся.
И всё же, всё же, не зря спектакль был показан перед Светлым воскресением, мы не язычники, мы - цивилизованные люди, и надо стараться дотянуться до заповедей Нового завета - не укради, не убей, возлюби ближнего своего.
То, что "Забыть Герострата" - на злобу дня, доказывает и игра других актёров. Правитель Эфеса (Александр Жилов) - возьми любой город любой эпохи, это портрет если не каждого второго, то каждого пятого градоначальника. А возьмите его молодую жену в исполнении Ольги Цируль, так и хочется сказать - два тысячелетия прошло, а нравы - один в один. И, наконец, одна эпизодическая роль - цирюльник (Владимир Варганов) - избивает ногами Герострата, а через двадцать дней уже делает его своим кумиром. Это же современные пиартехнологии!
Один из моих любимых художественных фильмов - "Тот самый Мюнхгаузен" по сценарию Григория Горина, и там, конечно, бесподобен Олег Янковский в главной роли. Но теперь я знаю, есть ещё и "Забыть Герострата!", спектакль по сценарию Григория Горина, где в главной роли Владислав Лазарев и ещё не менее бесподобные артисты Народного театра Усть-Катава.