Кто бы мог подумать, что сейчас такая возможность доступна практически любому желающему. И не просто подняться в воздух на самолете или другом виде аэротранспорта, а именно парить, рассекать крыльями воздух и чувствовать себя птицей. Фраза Катерины из «Грозы» уже не столь актуальна в наше время. Ведь люди летают. Почти как птицы.
Что для этого нужно? Да для начала - освоить технику управления парапланом, к примеру. Или дельтапланом. Как и сделала Анастасия Баранова, наша землячка, ныне живущая в Челябинске. Любовь к небу, насколько мне известно, у Насти довольно давно. А вот по-настоящему, серьезно, заниматься таким видом спорта, она стала уже после переезда в другой город.
- Как к тебе пришло понимание, что ты хочешь летать?
- Летать я метала с детства, в школе даже были мысли поступить в кадетское училище, но, узнав, что туда девушек не берут, была очень разочарована.
Как и многие, окончив школу, я уехала в Чеелябинск, поступать в университет. В институте я занималась в секции спортивного туризма, много ходила в походы, участвовала в соревнованиях. На 5 курсе, когда шла преддипломная практика, ребята из турклуба сообщили мне, что весь июнь и июль проведут в категорийных походах. Мне стало немного грустно, так как я не могла пойти с ними из-за учебы.
Заниматься спортом в одиночестве не люблю, что и стало причиной моих поисков занятия на лето. Попадалось много объявлений о возможности пролететь ознакомительный полет с пилотом паралёта или дельталёта. Но у меня возникла мысль, а как они становятся пилотами? Как я могу самостоятельно летать? Так я и вышла на объявление: «Приносите с собой печеньки к чаю, а мы научим вас летать на дельтаплане!»
Начитавшись, что такое дельтаплан, я с нетерпением ждала вечера четверга (клубные дни в клубе «Парадельта» при ЮурГУ, проходили по вторникам и четвергам). Коллектив оказался дружелюбный и сплоченный, приняли меня как свою и на выходные взяли с собой на выезд в Аскарово (Республика Башкортостан).
Там-то я впервые и увидела, что можно летать как птица! Легко и просто разбежавшись, улетая ввысь!
- Когда был твой первый полет? Расскажи о своих ощущениях в тот момент
- Первый свой маленький полётик я совершила осенью, практически на свой день рождения! Это был дикий восторг, так как поначалу у меня не получалось, я очень старалась понять последовательность действий, а нужно было лишь довериться ощущениям и не нарушать правил, объясненных инструктором. Ощущение, что всегда так умела, так легко и приятно. Хотелось много раз еще!
- Расскажи свою историю роста в данном виде спорте?
- Занимаясь в течение 2015 года под эгидой студенческого клуба «Парадельта» я пришла к мысли, что привычнее, когда меня ведет и тренирует один инструктор. В клубе же была политика - все вместе и каждый сам за себя - своего рода атмосфера товарищества. Для полетов в удовольствие это хорошее дело, но для достижения спортивных результатов все же требуется иной подход! Так я и вышла на инструктора Павла Николаевича Елизарьева, со стажем преподавания более 30 лет, который начал летать с истоков развития дельтапланеризма ещё в далекие 80-е. Он пригласил меня в свой Учебный центр «Небо».
- Какова концепция вашего обучающего центра?
- Первое и самое главное, на что обращает внимание наш руководитель – Безопасность! В данный вид спорта приходят разные люди, но продолжают заниматься и расти лишь единицы. Нужно быть терпеливым и ответственным. Ведь цена ошибки – твоя жизнь!
В нашем учебном центре два направления. Первое – клуб любителей, так называемых «пилоты выходного дня!» Кто летает в свое удовольствие. И второе - пилоты-спортсмены. Кто регулярно тренируется, ездят на сборы по разным городам и даже странам, чтобы повысить свой уровень мастерства, а также победить в соревнованиях и побить рекорды.
- Чем ты занимаешься там сейчас. Уже обучаешь вновь прибывших?
- Сейчас я помогаю продвижению учебного центра, продолжаю летать сама и обучаю других. Хочется, чтобы больше людей получили возможность почувствовать себя парящим в небе над непередаваемой красоты природой нашего родного края.
Как инструктор первоначального обучения могу сказать, это тяжелый труд, нужно хорошо разбираться в людях, знать в какой момент нужно выпустить человека в полет, подготовить его психологически и объяснить упражнение, которое ему необходимо выполнить для дальнейшего развития.
- Какие соревнования наиболее интересные были и где?
- На Урале мы проводим обучение в Уйском районе рядом с поселком Воронино. Там часто погодный «микроклимат» для начального обучения.
Первыми для многих начинающих пилотов традиционно становятся зимние соревнования за кубок города Усть-Катава по дельтапланерному и парапланерному спорту. Спонсором выступает УКВЗ, который предоставляет спортзал для размещения спортсменов, а также помогает организовать судейскую коллегию, соблюсти нормы безопасности полетов и досуг. Ежегодно начальником соревнований являются наш земляк Михаил Катунькин, который также начинал с простых дельтапланов, причем конструировал их сам, а теперь летает на дельталёте (с мотором).
Соревнования разыгрываются в течение 4-5 дней. Собираются клубы со Свердловской, Челябинской области, а также Республики Башкортостан. Соревнования дают возможность выполнить нормы и получить 3 разряд, что является отправной точкой для участия в других соревнованиях. Полеты производятся на горе Прямая при западном ветре, и от РЭО ГИБДД на городской пруд при восточном. Выполняются упражнения на точность посадки и скорость полета.
- Легко ли тебе, как девушке дается техническая часть в управлении дельтапланом?
- Управлять легко, тяжело только заносить его в гору. Хотя, спустя время привыкаешь и приспосабливаешься. Есть много хитростей, как использовать силу и направление ветра. При умелом управлении аппаратом, заносить его сущий пустяк, даже самая хрупкая и легкая девочка может самостоятельно справляться. Все зависит от погоды! Как шутят пилоты: «Мы метеозависимые!»
- Есть ли планы серьезно заняться или же это просто увлечение и хобби?
- Серьезно и занимаюсь! Это достаточно дорогой спорт, именно по снаряжению и транспортировке. Приходится много вкладывать времени, сил и денег. Но как раз благодаря команде и почти семейным отношениям среди пилотов, получается дать возможность научиться летать каждому у кого есть желание!
Благодарю Настю за интервью и желаю всегда встречного ветра в её крылья, а главное – мягкой посадки!