Более 70% случаев кражи денег у жителей региона в прошлом году пришлось на телефонные мошенничества. Некоторые южноуральцы потеряли свои сбережения, используя VPN или фишинговые сайты.
Звонок мошенника – самый популярный способ кражи денег. Жители региона до сих пор охотно верят аферистам. Схема проста: человеку говорят, что с его счётом проводится сомнительная операция, и предлагают перевести деньги на защищенный счёт. По данным челябинского отделения Банка России, за 2021 год мошенники украли у россиян более 13 миллиардов рублей. Причём вернуть удалось лишь 900 миллионов рублей.
«Вернуть деньги можно, но только в том случае, если человек не нарушал правил безопасного использования банковских карт и не нарушал условия заключенного с банком договора. То есть, он не сообщал мошенникам секретных данных, финансовых данных по банковской карте и сам не совершал действий по переводу денег в адрес мошенников. Важно также своевременно проинформировать банк о совершении в отношении вас несанкционированной операции, то есть сделать это надо в течение суток», – прокомментировала Людмила Панина, начальник отдела платежных систем и расчетов челябинского отделения Банка России.
Но появились и новые способы обмана. В условиях блокировок и ограничений в России стали распространены VPN-приложения и сервисы. Не все VPN-сервисы так безобидны, как кажутся. Они собирают информацию о пользователях.
«Мы никогда не можем гарантировать, как этот VPN создан: что он собирает, что он не собирает. Зачастую они продают информацию о посещённых сайтах для таргетированной рекламы. А также собирают информацию о пользователях: историю посещений, данные об устройстве и так далее. Платные VPN-сервисы в этом плане надёжнее, но и им в полной мере не стоит доверять», – рассказал эксперт по кибербезопасности Александр Цуканов.
Один из надежных способов защитить свои сбережения – установить ограничения в мобильных приложениях банков. Так, не все знают, что можно отключить совершение операций в сети Интернет или оформление кредитов через онлайн. Также можно поставить суточный лимит по карте и определить страны, в которые перевести деньги будет нельзя.
Если человек всё же стал жертвой мошенников, то необходимо заблокировать карту. Сделать это можно либо в мобильном приложении, либо обратившись в банк или колл-центр организации. А также необходимо написать заявление о несогласии с проведенной операцией и обратиться в правоохранительные органы.