Крупнейшая в истории железнодорожная катастрофа произошла 4 июня 1989 года в 01:10 по местному времени. На 1 710 километре Транссибирской магистрали, в районе Аши, из-за утечки газа на трубопроводе произошёл мощный взрыв. В это время по участку проходили два курортных поезда — № 211 «Новосибирск – Адлер» и № 212 «Адлер – Новосибирск». В вагонах находилось 1284 пассажира (в том числе 383 ребёнка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Ударной волной с путей сбросило 11 вагонов, от семи из них остались только платформы и остовы. 27 вагонов обгорели снаружи и внутри.
Погибли 575 человек (по другим данным 645), 181 из них — дети. Стали инвалидами - около шестисот. Страшная трагедия унесла жизни 122 жителей Челябинской области, включая жизни девяти хоккеистов команды «Трактор-73», выжить удалось всего 29 взрослым и 62 детям.
Возгорание газовой смеси могло произойти от случайной искры или сигареты, выброшенной из окна поезда. Сила взрыва была такова, что ударной волной выбило стёкла в городе Аше, расположенном более чем в 10 км от места происшествия. Столб пламени был виден более чем за 100 км. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га.
Днём 4 июня на место взрыва прибыл Генеральный секретарь ЦК КПСС и Председатель Верховного Совета СССР Михаил Горбачёв и члены правительственной комиссии. Шесть лет продолжалось судебное разбирательство, было предъявлено обвинение девяти должностным лицам.
В 1992 году на месте трагедии был сооружён мемориал с восьмиметровым монументом. Ежегодно у него проходят траурные митинги. Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги построило новый остановочный пункт 1710 километр. Все электрички, следующие из Уфы в Ашу, делают здесь остановку. У подножия монумента лежат несколько маршрутных досок с вагонов поезда «Адлер — Новосибирск».
Начиная с 1989 года, железнодорожники каждый год организуют бесплатную перевозку родственников погибших и пострадавших в катастрофе к месту трагедии и обратно.