Год назад, защищая в Сколково программу социально-экономического развития Усть-Катавского городского округа, один из проектов которой посвящён комплексному развитию городских транспортных систем, Сергей Семков и Евгений Самойлов озвучивали необходимость вынесения проблемы пассажирских перевозок на Госсовет. Более того Е. Самойлов участвовал в рабочих группах подготовки этого мероприятия, вносил свои предложения, которые в итоге были озвучены на заседании. Также к работе в рамках подготовки Госсовета были привлечены директор ООО «Интро-Н» АГ» Дмитрий Чудиновских, директор ООО «Челябинский институт Генерального Плана и Транспорта» Александр Павлюченко и начальник управления транспорта Челябинска Роман Болотов.
Мероприятие проходило в Ульяновске, где в ходе рабочей поездки президент Владимир Путин провёл заседание президиума Госсовета, посвящённое вопросам комплексного развития пассажирских перевозок в субъектах РФ.
В своём выступлении глава государства отметил:
- Сегодняшнее заседание президиума Госсовета посвящено развитию пассажирских перевозок в регионах Российской Федерации. Безусловно, тема очень важная, она касается буквально каждого гражданина нашей огромной страны: без всякого преувеличения миллионы людей проводят значительную часть своей жизни по дороге на работу и назад в автобусах, троллейбусах, метро – в общественном транспорте. И это во многом определяет уровень комфорта, удобства жизни в городах, посёлках.
Хотел бы отметить, что в прошлом году пассажиропоток общественного транспорта составил в нашей стране 18,7 миллиарда человек. Это означает, что в среднем за год каждый житель России примерно 130 раз воспользовался этими услугами.
Массовость, большое социальное значение общественного транспорта диктуют высокие требования к пассажирским перевозкам. Это широкий охват маршрутной сети, надёжность сообщения и, конечно, безопасность и качество предоставляемых услуг.
Вместе с тем на сегодняшний день в регионах пока не сформирован комплексный подход к выполнению этих требований. Каждый субъект Федерации, исходя из собственных возможностей и особенностей, по-своему решает задачи развития общественного транспорта, при этом часто действия региональных и муниципальных властей, к сожалению, не согласуются. В результате в некоторые отдалённые населённые пункты на общественном транспорте не добраться вообще: нет регулярных рейсов. А где-то происходит дублирование маршрутов либо процветает «серый» бизнес. Всё это создаёт неудобства для людей и снижает эффективность работы транспортных компаний.
Здесь на что хотел бы обратить внимание: нам десятилетиями, ещё с советских времён, не удаётся избавиться от убыточности работы городского транспорта, общественного транспорта. По итогам 2016 года 63% крупных и средних организаций, предоставляющих услуги регулярных автобусных сообщений, например, являются убыточными.
Очевидно, нужны общие, системные подходы к комплексному развитию регионального пассажирского сообщения. Мы знаем, что проблем здесь пока очень много.
И конечно, необходимо стратегическое видение того, как будут развиваться пассажирские перевозки в нашей стране в перспективе – на среднесрочную и более отдалённую перспективу, какие тенденции, в том числе мировые, формируются в этом сегменте и будут определять развитие общественного транспорта на ближайшие 10–15 лет. Прежде всего, имею в виду освоение более экологичных и экономически выгодных технологий, использование новых источников энергии и распространение беспилотных транспортных средств.