«В последнем весеннем месяце у нашего земляка Александра Ивановича Ремезова был юбилей. Хотелось бы рассказать о бывшем коллеге, с которым много лет довелось работать и дружить.
В нашем посёлке Вязовая не так уж много людей подобных ему, и хотя Александр Иванович теперь живёт в Усть-Катаве, мы его не забываем - встречаем его имя на страницах местной прессы. Он журналист "Усть-Катавской недели", и уже пятнадцать лет освещает новости нашей округи. Коренной вязовчанин, Александр Иванович - патриот своей малой родины. Пожалуй, нет в Вязовой человека, кто бы столько сделал для сохранения истории посёлка.
Александр Иванович - выпускник вязовской школы, трудился в ней учителем истории более двадцати лет. Окончив педагогический институт, он успел поработать в разных уголках Челябинской области и учителем, и фотографом, руководил кружковой работой, прежде чем однажды, в 1986 году, вновь не оказался в вязовской школе. Тогда он был принят организатором воспитательной работы. И это был один из самых запоминающихся периодов в жизни школы - столько интересных задумок нашли своё воплощение благодаря деятельности Александра Ивановича, подхваченной дружным, весёлым учительским коллективом!
В авангарде событий
Видимо, уже тогда сидела в нём эта журналистская жилка - он подмечал в обществе острые, болезненные темы и рвался с ними в бой. Одно из первых затеянных им дел называлось "Сожжение бюрократа". В конце 80-х годов в стране начались первые предвестники перемен - перестройка, гласность. Страна замирала в ожидании свободы, и в нашей школе решили бороться с пережитками прошлого - провести показательную акцию против бюрократов и бюрократии. Александр Иванович со своей затеей всех втянул в водоворот общего дела. Идеи, рождавшиеся в его голове, становились "головной болью" для всей школы, но подобных им больше было не найти нигде!
Несколько недель всё кружилось вокруг новой идеи, была масса вопросов: как сделать бюрократа? Как всё организовать? Как придумать поинтереснее и позрелищнее? Мероприятие обрастало участниками и новыми деталями. И вот, в конце-концов, вылепили из папье-маше огромную фигуру бюрократа, в два человеческих роста. В ход пошли все газеты, скопившиеся за несколько лет в школьной библиотеке. Дальше - обратились в железнодорожный комитет с просьбой организовать шествие к паровозу. Почему паровоз? Просто он - яркий образ всего передового, революционного. Тогда ещё в Вязовой был настоящий паровоз, работающий на угле. К нему отправилась демонстрация школьников, чтобы зажечь факелы от пламени паровозной топки.
На паровозе, как на трибуне, выступил перед собравшимися секретарь парторганизации, и шествие с зажжёнными факелами вернулось в школьный двор к бюрократу. Он стоял на грузовой машине с опущенными бортами, которую предоставила для этой акции воинская часть. Каждый смог написать на листочке все пороки бюрократии, потом их прикрепили к бумажному чучелу, и под громкий гудок паровоза бюрократ вспыхнул от поднесённых факелов. По нынешним меркам - всё это трудно представить, но как запомнилось всем!
Большая история начинается с малой
Не одно поколение учеников знает Александра Ивановича и как неутомимого краеведа, знатока нашего края. Он проводил множество поисков, опросов, чтобы глубже узнать историю Вязовой. Александр Иванович был руководителем школьного патриотического клуба "Рифей", благодаря деятельности которого с интересными фактами прошлого посёлка могли знакомиться как ученики, так и остальные жители Вязовой. Огромное панно с картой Вязовой, в котором скрупулёзно обозначен каждый дом, каждый переулок, вот уже 20 лет привлекает взгляды ребятишек. А игра "Вязовский абориген" до сей поры вызывает интерес. Собранная из картона и цветных фотографий, похожая на калейдоскоп: жизнь станции в лицах, домах, достопримечательностях. Бросай кубик, и делай ход!
Экскурсии и походы, проводимые им в окрестностях Вязовой, способствовали развитию краеведения. Так, например, один из открытых уроков Александр Иванович провёл прямо в пещере, и дети были переодеты в первобытных охотников!
Походы дальние и не очень
У каждого из нас есть свои увлечения, но лишь немногие способны заразить и приохотить окружающих к своему хобби. Один из "коньков" Александра Ивановича - это любовь к туризму, которая зародилась у него ещё в старших классах. В институте он был руководителем тургруппы, и конечно, когда оказался в нашей школе, стал водить детей в походы и знакомить с главными туристическими навыками. Впервые школьные походы были такими массовыми: около трёхсот школьников каждой осенью принимали участие в этих выходах на природу. Каждый раз он придумывал что-нибудь интересное, не боялся брать на себя ответственность. Один из запоминающихся походов назывался "Круг вокруг Вязовой". В нём участники, разделившись на две группы, отправились в противоположные стороны. Группы должны были обогнуть посёлок, по лесу и горам, перейти реку и встретиться на горе Каменной.
Нельзя не вспомнить и другой интересный поход на гору Маяк. Как трудно было забираться на её вершину! А ведь в походах участвовали все, от мала до велика. Сколько радостных эмоций получали дети и учителя, когда их посвящали в туристы! Ведь они понимали, что это по-настоящему заслуженно.
Александр Иванович открыл для вязовских детей Таганай и Зюраткуль. Туда ходили небольшие группы, но тот, кто побывал хоть раз, мечтал оказаться там снова. А ведь это в то время, когда не было ещё ни должной экипировки, ни снаряжения. Но это совершенно не было помехой - все ждали очередного похода с нетерпением.
Большую роль сыграл Александр Иванович в возрождении школьного музея, это удалось спустя годы после его закрытия. И как большой любитель минералов, он впервые собрал в нём горные породы нашего края. Он обнаружил на окраине посёлка выходы окаменелого дна кембрийского моря, и это место уже 30 лет является геологической изюминкой нашего посёлка. Ракушки, водоросли, все обитатели морского дна - как на ладони. Подумать только - сколько с той поры было организовано экскурсий в это удивительное место! Сколько любопытных детских глаз смогли увидеть эту «выставку под открытым небом"!
"Память моя - фотографическая плёнка"
Неизменным, с самой ранней юности, остаётся у него увлечение фотографией. Александра Ремезова сложно представить без фотоаппарата в руках. Благодаря, наверное, километру чёрно-белых плёнок наша история не ушла в прошлое, и он продолжает преподносить нам сюрпризы, когда достаёт из своих архивов кадры какого-нибудь интересного события из жизни Вязовой и школы. Нет темы, которая не удалась бы ему - и люди, и природа, и зверьё! Любая былинка на ветру или паучок могут стать источником вдохновенья. Может быть, поэтому его фотоработы встречаются в книгах "Фотография на память", "Один день Челябинской области", "Усть-Катав. Четверть тысячелетия", а также появляются в городской газете. Александр Иванович организовывал фотокружки, ведь как важно не только самому заниматься любимым делом, но и поделиться опытом, научить другого. Можно сказать, что он наблюдает мир через объектив.
Много-много интересного можно рассказать об Александре Ремезове - столько было осуществлено проектов, а сколько так и остались задумками. Главное - то, что этот человек не перестаёт развиваться, не стоит на месте. Он размышляет и восхищается, и, что самое важное, учит удивляться нас. С праздником Вас, наш неутомимый А. И.! Пусть у Вас на всё хватает энергии и радости жизни!»