Как-то неприметно промелькнула в нашей газете за 25 марта статья Бориса Дыдыкина «Центр притяжения и дань памяти». Не мудрено - на четвёртой странице, подвальчиком, да ещё без фотографий. Это в наш-то визуальный век, когда кругом одни картинки! Возможно, Борис Николаевич рассчитывал на людей старой закваски, на homo legens, человека читающего, но и они живые люди, и давно заражены виртуальным вирусом «увидел - кликнул».
А статья примечательная, стоило её прочитать. В ней предприниматель Борис Дыдыкин призывает земляков установить на самом «почётном и доступном» месте города памятный знак отцам-основателям Усть-Катава – Ивану и Якову Твёрдышевым и Ивану Мясникову. Для этого, естественно надо «сложиться всем миром на благое дело». И Борис Николаевич приводит весомые аргументы «за» для своей, как он подчёркивает, благородной миссии. Во-первых, новая достопримечательность будет центром притяжения для молодёжи, во-вторых, гости города получат ценную информацию о нашем крае, в-третьих, День города может из «заурядной тусовки» превратиться в более основательное мероприятие. «Мало того, - пишет господин Дыдыкин, - могу предположить, что это восстановление исторической справедливости и дань памяти даст толчок для развития округа!»
Прав, Борис Николаевич
И первая мысль после чтения данной публикации – давно пора! Понятно, была эпоха строительства коммунизма и все памятники того времени соответствовали идеологии этого строительства. А в нашем городе все они созданы народным скульптором Иваном Акуловым. И низкий ему поклон за эту поистине титаническую работу, потому что Усть-Катав приобрёл своё уникальное лицо. И не надо сносить памятники в угоду новым политическим веяниям, просто надо за ними следить. Бедно живём, денег на ремонт не хватает, так лучше уж развалины, как в Риме, иначе будут пустота и безликость, а ещё хуже – мусорные кучи. Но уже 25 лет прошло, как развалился СССР, неужели мы ничего нового создать не можем? И не обязательно связывать всё с идеологией, были же в городе достойные люди, с которых можно брать пример молодым. Так что прав Борис Николаевич, обращаясь к истокам, к отцам-основателям.
Борис Николаевич, ты не прав
Увы, подумав хорошенько, я пришёл к совершенно противоположному выводу: рано нам ещё ставить памятники. Как говорят – не до жиру, быть бы живу. Вот ринулись все восстанавливать порушенные церкви, и что? Мой знакомый историк Уфимской епархии Павел Егоров, проезжая мимо нашей Христорождественской церкви заметил: новодел, надо было всё делать по старинным чертежам. Господи, да это здание восстановили только благодаря помощи саткинских спонсоров, а когда достроится звонница при храме - никто сказать не может, даже на текущий ремонт денег нет! Борис Николаевич, канули в Лету времена бескорыстных энтузиастов. Сейчас как: заплати - сделаем, да Вы-то лучше это знаете как первый в городе предприниматель. Кто выйдет на субботники по приведению в надлежащий вид памятников и прилегающих к ним территорий – пенсионеры? Может, им это и надо, да здоровье не то. Историю всегда двигали молодые, а сейчас они чем озабочены? Вот мешают им маршрутки сидеть на лавочках, воздух портят. Нет, они могут организовать флэшмоб, пустить шарики, раздать сердечки на площади, раз в год собрать по мешку мусора на берегу Юрюзани… Вот поставим обелиск, через десяток лет он так же обветшает, а арабские шейхи вдруг опять сговорятся, и нефть в цене упадёт?
Пожалуй, прав Борис Николаевич!
Прочитал ещё раз публикацию Бориса Николаевича и решил: памятник основателям в Усть-Катаве обязательно надо ставить. И не где-нибудь на отшибе, где нам негоже, а в историческом центре - там, где стояла нога симбирских купцов, компанейщиков Твёрдышевых и Мясникова. А это полумесяц вокруг завода – улицы Революционная, Заводская, плотина, начало улиц Правдиных и Бр. Мохначёвых. А на счёт нищеты так скажу – небогато жили после войны, а слетал Юра в космос - так народ высыпал на улицы, как после победы над Германией. Да и победили мы в Великой Отечественной не благодаря деньгам, а из-за силы духа, мы Родину защищали. Всегда важна идея, ради неё люди пойдут на всё. Вот и наш президент недавно объяснил, чем национализм отличается от патриотизма. Действительно, наш народ не склоняет же на каждом углу украинцев, просто мы хотим процветания России. Может, и не будем мы жить никогда богато, и что теперь - быть Иванами родства непомнящими? А как воспитывать нашу смену, на телевизионных передачах, где деньги не зарабатываются трудом, а как бы берутся из воздуха. Так что правильное дело затеял Борис Николаевич, как говорят - пришло время собирать камни.
Иван Борисович Твёрдышев - симбирский купец, поставщик продовольствия в Оренбург и Оренбургскую губернию при первом губернаторе И. И. Неплюеве.
Одновременно он занимался виноторговлей и солеварением. В 1754-1770 скупил у коренного населения Башкирии территорию, богатую запасами руд. На этих землях вместе с братьями Яковом и Петром Твёрдышевыми, зятем Иваном Семёновичем Мясниковым и братом последнего Матвеем Мясниковым основал 6 медеплавильных (Преображенский, Воскресенский, Богоявленский, Архангельский, Благовещенский, Верхоторский) и 5 чугуноплавильных и железоделательных (Катав-Ивановский, Усть-Катавский, Юрюзанский, Симский, Белорецкий) заводов. Для работы на них переселил в Оренбургский край 15 тысяч крепостных крестьян. К 1773 на заводах Твёрдышевых-Мясниковых ежегодно производилось 43 тыс. пудов меди или 23% её общероссийской выплавки.
Генератором идей и начинаний в клане был старший брат - Иван Борисович. 30 сентября 1758 года, через 13 лет после начала производства, главные компаньоны Иван Твёрдышев и Иван Мясников получили от императрицы статус потомственных дворян, коллежских асессоров (звание, равное военному чину майора). Яков же остался всего лишь «директором», что не давало ему права даже на личное дворянство.