Обычно, если приходится писать о церкви, то либо к великим праздникам, либо крестным ходам и, пожалуй, ещё к нашему всенародному «омовению» 19 января. А тут так получилось: попросили написать о воскресной школе, я пришёл в храм, а там трапезничали, и батюшка сразу пригласил меня за стол. Вначале смутился: стоит ли стеснять своим «газетным» присутствием прихожан? Но не отказался и не пожалел, потому что я видел воцерковлённых людей либо за молитвой, либо с хоругвями и иконами на ходах, а тут, можно сказать, в домашней обстановке за обедом. Всё было как-то просто, по-семейному доброжелательно и вкусно.
- Такая трапеза всегда бывает после службы, - говорит протоиерей отец Валерий. - Здесь все наши сотрудники, и ещё приходят малоимущие, которых тоже кормим по возможности. Если прихожане что-то приносят, мы делим на всех, раздаём и устраиваем такую трапезу. А сегодня она особая, потому что отмечается День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Мы всегда его отмечаем, многие наши сотрудницы с такими именами. Моя супруга - Вера, здесь есть Надежды, много у нас и Любовей. Этот праздник всегда проходит 30 сентября.
- Вера, Надежда, Любовь - это не только женские имена, что бы из этих трёх чувств Вы поставили на первое место по важности для человека?
- Веру. Каждый из нас должен во что-то верить. Затем надежду - каждый на что-то надеется, а на что надеяться - на милость Божью и на царство Небесное. А любовь должна быть среди нас, среди людей. Мы должны даже своих врагов любить, а не только тех, кто нас любит. Любовь должна быть не только плотская, но и духовная. И по старшинству, и по значимости вера идёт первой. Когда веру имеешь, остальное всё приложится.
- Такие имена сейчас редкость. Символично - я обедал в окружении Вер, Надежд и Любовей. Батюшка, Вы хотели открыть при церкви воскресную школу?
- Наши сотрудники хотят открыть воскресную школу. Здесь дети учились бы рукоделию и пению. Ребята могли бы посещать храм по воскресным дням с половины первого, мы даже проводили бы занятия по Закону Божьему. Могут приходить и взрослые. У нас каждое воскресенье в час дня катехизация, но на неё, к сожалению, никто не ходит. А это важно. Например, кто хочет покреститься, должен знать первые азы. Кто такие крёстные мать и отец? Для чего это нужно человеку? Таинство крещения - это не просто какой-то обряд или ритуал, это одно из семи таинств. Человеку, который хочет принять таинство крещения, даётся ангел-хранитель на все дни его жизни.
Храм надо посещать и приводить сюда детей, это обязанность крёстных отцов и матерей. Они должны знать молитвы, уметь молиться и креститься, они несут ответственность за своего крёстного сына или дочь. По духовному они считаются родственниками, и духовное даже выше родственного. А при случае они должны заменить отца или мать. Люди не один раз должны прийти на катехизацию, пока не выучат молитвы и узнать обязанности. А то как бывает: постояли, ушли и на этом всё.
- У вас не достроено здание воскресной школы, а планировалось построить ещё один храм в микрорайоне...
- Построить православный храм в микрорайоне во время своего посещения Усть-Катава потребовал митрополит Феофан, а сейчас новый глава Челябинской митрополии Никодим затребовал сведения о строительстве. Землю-то мы получили, теперь регистрационная палата требует 22 тысячи. Я мог бы эти деньги заплатить, но они в никуда. Вот в Тюбелясе хотят построить свой каменный храм. Если сельчане взялись что-то серьёзное отстроить, тогда нужно, чтобы у них был приход. Люди на кого-то надеются, если на епархию, то она ничего им не даст. Надо найти кандидата в священники, нужны пономарь, просфорщик, псаломщик. Если храм построят, а ничего этого не будет, всё возложат на Усть-Катав, а мы в Тюбеляс только раз в месяц сможем ездить. Это будет филиал, какие сейчас есть в Вязовой и Минке, ездим туда раз или два в месяц. Вот я почитал в газете о начале строительства: так размечтались местные жители, как Остап Бендер в «Двенадцати стульях». Помните, он в Васюки приехал и рассказывал, что Васюки станут шахматным центром и все туда поедут? Вот и здесь также: мол, церковь построят, все туда приедут и бизнесмены помогут. Но когда мне глава села дал данные - триста жителей и двести сорок дачников, я понял, что это нереально. Надо же ещё всю утварь приобретать, а это стоит недёшево. Храм можно было бы построить, если бы село строилось, а оно, если разобраться, вымирающее.
- Да и здесь, в городе, колокольня не скоро появится?
- В ближайшее время нет. Иногда думают, что мы не хотим ничего делать. До меня служило семь священников, а помните, что здесь было? Мне такую грязь оставили. А кто помогал восстанавливать церковь? Тогда депутатом по Саткинскому округу был Анатолий Слободин, он нам немного помог. Я сам в Сатке служил, и мне хорошие спонсоры помогли - Виктор Савин, ныне покойный, и бизнесмен Сергей Коростелёв, он сейчас в Москве. Вот мы и поднялись, а свои очень мало давали на церковь.
Здание восстановили, но что-то сделали не так: во-первых, холодно, мы замерзаем, во-вторых, в пристрое какая-то вибрация, и образовалась трещина, крыша протекает. И где течь - не можем найти. Что делать - мы не знаем, уж не по новому ли всё перестраивать? Большие храмы возводить в нашей провинции - не по силу. Я не хотел большую церковь, но мне сказали: это памятник архитектуры. Так если же памятник, то государство должно давать средства для этого, но нам ничего не выделяют. Есть такое положение: если даже не памятник архитектуры, субсидии должна давать местная администрация. Такого тоже нет, мне надо сообщать обо всём благочинному в епархию, но это значит - портить отношения с местным руководством, а я этого не хочу. По возможности помогут - и то хорошо. Для нашей провинции нужен небольшой, уютненький храм, мы бы смогли своими силами всё обихаживать, а сейчас приходится рабочих нанимать, а это большие деньги. Например, побелки алтаря хватает на три года, и это каждый раз 30 тысяч. Помыть потолок (сами это сделать не можем) - ещё 4 тысячи. Пластиковые панели сотрудники МЧС раз в два года моют, бесплатно это делают. Спаси их, Господи, и большая им благодарность!
Увы, после тёплой и душевной атмосферы трапезы и разговора с пастырем о вечных ценностях, я узнал и о больших проблемах нашего православного храма. Конечно, мы верим и надеемся, что решения будут найдены, а насчёт любви - это уж каждый для себя решает сам.