Станция Вязовая отмечает замечательный юбилей – 125 лет!

Автор 
Оцените материал
(3 голосов)
Станция Вязовая отмечает замечательный юбилей – 125 лет! Станция Вязовая отмечает замечательный юбилей – 125 лет!

Фото А. Ремезова

Ровно век с четвертинкой тому назад, в ночь с 8 на 9 сентября по старому стилю, из Златоуста мимо Бердяуша, Сулеи, Вязовой, Кропачёво, Миньяра в Уфу отправился первый поезд.

Зелёной змеёй опоясана скорым,

стальною подковой на счастье...

И век с четвертинкой изо дня в ночь, из ночи в день по железным рельсам идут поезда. А проезд первого пассажирского поезда был приурочен ко дню Рождества Богородицы, к празднику, который издревле почитаем в России и считался чуть ли не днём её рождения. Не знаю как в Бердяуше или Кропачёво, но в Вязовой решили считать эту дату днём основания станции и посёлка при ней. Конечно, несколько деревянных построек в окружении гор, ключей и своенравной Юрюзани не создавали впечатления цветущего уголка цивилизации, но поднявшийся, как по щучьему веленью, из этих топей, дебрей краснокирпичный красавец вокзал третьего класса однозначно пророчил: дороге быть, России жить! Вот с тех пор, перефразировав известного поэта, можно было сказать: мы говорим - Вязовая, подразумеваем - железная дорога, мы говорим - железная дорога, подразумеваем - Вязовая. Нет, были в Вязовой и леспромхоз, и предприятие химической промышленности, были и военные, и правительственная связь, были и больница с роддомом, и школа с союзным распределением, была и пекарня, прославившая вязовский хлеб чуть ли не до Челябинска, но главной кормилицей, на чём всё зиждилось, всегда была железная дорога. Недаром она почти кольцом охватила Вязовую, лишь с севера можно выйти из посёлка и не наткнуться на "железку".

Но всё течёт, всё изменяется. Прошёл век, и с распадом СССР начала чахнуть Вязовая. Поезда-то вроде бы ещё стучат, бегут мимо станции, но уже не в том количестве, а самое главное - хиреет станция, она из узловой превращается в полустанок. Говорят, что в скором времени и вокзал закроют, билеты будет продавать автомат.

На станции тишина

- Родился вот в этом отцовском доме, а дом напротив уже я построил, - рассказывает бывший машинист Андрей Николаевич Балакин. - Всё моё детство связано с железной дорогой, дед, как переехал из деревни, работал путейцем, отец был машинистом электровоза, пассажирский водил на ветку, а на пенсию ушёл уже с тепловоза. Машинисты - это элита посёлка, сейчас всё уже потеряно, династии оборвались. Раньше как: отец - машинист, значит и сын - машинист. Я после восьмого класса сразу поступил в железнодорожный техникум и после работал машинистом электровоза.

- С ридикюлем ходили на работу?

- Мы уже ходили со спортивными сумками или с дипломатами. Там была папочка с книжками и тетрадками. Ещё провода, вдруг возникнет неисправность. Ну и еда, обязательно чай в термосе.

- Опасная работа?

- Конечно, опасная, не зря же инструкции написаны. Кто-то пренебрегает ими, кто-то невнимателен, всё ведёт к авариям. Меня как-то это миновало. Особенно зимой всякое происходит, раньше были плохие тормоза: тормознёшь и катишься, катишься. Сейчас же новые вагоны. Ночью, конечно, тяжело работать, обязательно часа два-три надо поспать перед сменой. Это сейчас пошли новые электровозы с браслетами, которые не дают уснуть. Они на руке измеряют пульс, давление и, если ты засыпаешь, срабатывают. С таким я не сталкивался. У нас, если на запрещающий сигнал едешь, постоянные свистки идут - была рукоятка бдительности, если на неё не нажмёшь, то происходило экстренное торможение. Напряжение чувствуется, особенно сейчас, когда ребята ездят от Кропачёво до Челябинска, это же 300 километров, очень тяжело. Сейчас я работаю дежурным по депо в Кропачёво, в Вязовой уже ничего нет. Она оказалась в стороне от прогресса - работают последние тепловозы. Один на станции маневровый, один от Вязовой ходит до Мурсалимкино, и большой тепловоз, который ездит на ветку, - всё. Раньше придёт тепловоз, стоит под окошком, шумит. Сейчас манёвров на станции нет, тишина здесь, жители Трёхгорного скупают дома под дачи, не зря же теперь этот район называют вязовской Рублёвкой. Печально, наша жизнь здесь прошла, 33 года машинистом отработал, ветка чуть теплится, в Катаве цементный завод работает, и всё, больше ничего не возят. Сейчас, если он заглохнет, и маневровый не нужен будет. В общем-то, уже на проход поезда идут, маневровый уж так, на подхвате.

Увы, нет теперь локомотивного депо в Вязовой, нет вагонников, нет путейцев... Уровни пассажирских перевозок и местных грузов упали, местные заводы не работают, и грузы стали возить на автомобильном транспорте. Но нам не известно, как ещё сложится судьба, как всё повернётся. Один бывалый машинист меня заверил: железнодорожный транспорт надёжнее автомобильного в разы!

Мерь время московское электричками, а пульс - перекличкой маневровой!

Маневровых в Вязовой всего-то два осталось, и переклички не слышно... Знаете, как распознать аборигена, истинного вязовчанина? Спросите про время. Не поверите, но я до поступления в институт вообще не имел понятия о местном времени. Родители работали на железной дороге, школа жила по Москве, и Новый год мы встречали по московскому времени. Недавно встретил у бывшего клуба железнодорожников библиотекаря Юлю Сырцеву, разговорились.

- Живу по Москве, местное время вообще не признаю, - говорит Юля.

- Давно надо перейти на местное, железная дорога-то затихает, - советую.

- Я родилась здесь и привыкла к этому времени. Вот папа, хотя и работал машинистом, когда вышел на пенсию, переключился на местное время. А мама живёт по Москве. Школа тоже по местному времени работает, но мы ещё держимся.

Рядом со школой произошла встреча с ученицами 11-го класса Линарией Хасановой и Дианой Бияновой.

- Год назад в Вязовой появилась Молодёжная палата, раньше мы себя называли просто любительским объединением молодёжи (ЛОМом). В этом году ко Дню посёлка решили привести Вязовую в порядок. Покрасили остановки, подняли забор около часовни, а в прошлом году делали внизу спортивную площадку. Нас никто не заставляет, просто мы собираемся и делаем.

- Куда будете поступать после одиннадцатого класса?

- Хотим в педагогический, в Челябинск или Уфу.

- Если уезжаете из Вязовой, зачем здесь всё красить и огораживать?

- Мы хотим облагородить свою малую родину.

- Благородно, и всё же кто вас заставляет это делать?

- Никто (хором). Мы волонтёры. На наших глазах посёлок начал оживать, и какая разница, где мы будем потом учиться и работать. Мы всё равно сюда вернёмся на старости лет. И надо начинать хотя бы с мелких вещей. Хотя строительство площадки не мелкая вещь, молодёжь туда начала ходить.

- Скажите, пожалуйста, который час?

- Тридцать пять минут второго по местному времени.

- А зачем оговариваетесь - по местному?

- Мой отец раньше работал на железной дороге, - говорит Линария. - Конечно, есть ощущение, что станция вымирает, но надо стараться, чтобы этого не произошло. Вот в нашем классе семь человек - две девочки и пять мальчиков, и мы стараемся, и младшие классы к нам подтягиваются.

Много в посёлке незалатанных дыр, как не сказать: увязла Вязовая в проблемах. Вот ещё один старый машинист мне пожаловался:

- С речки рыбу приносят - кот не ест, уж его не обманешь. Ты только представь: 72 квартиры, всё из туалетов - и в речку, очистных нет, ещё 200 школьников, и всё идёт напрямую в Юрюзань. Хорошо, что в этом году воды много, а в 2014-м ниже от Красного моста вся речка была зелёная. Это же экологическая беда.

Но всё течёт, всё меняется. Есть надежда на молодёжь, которая строится, ищет работу, которая красит и огораживает.

Есть вещи, которые на первый взгляд неприметны, они неброски, но они подлинники и говорят о днях минувших гораздо больше, чем монументальные памятники... Например, в Вязовой в привокзальном туалете лежит кафельная плитка, которую выкладывали ещё пленные немцы. Они мостили ей и весь пол вокзала, но там плитки уже нет. Конечно, гостям не будешь показывать пол в туалете. Хотя, может, и стоило бы, а то в последнее время находятся любители пересмотра итогов Второй мировой войны.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Похожие материалы (по тегу)

  • Металлические гаражи в центре Усть-Катава уберут

    Депутаты Собрания Усть-Катавского городского округа приняли документ, направленный на борьбу с незаконно установленными объектами.

  • Сергей Семков: "Нам всем предстоит много работы"

    Глава Усть-Катава Сергей Семков продолжает сверять свой курс с населением. 11 октября состоялась его встреча с молодёжью под тематическим названием "Благоустройство города и взгляды молодёжи на будущее".

  • Желающих много. У кого есть шанс?

    В Усть-Катаве состоялось заседание общественной комиссии, в повестке которого было два вопроса: окончательное обсуждение Правил благоустройства и определение перечня домов, попадающих в программу "Городская среда" на следующий год.

  • Спорткомплекс в Усть-Катаве похорошел

    Впервые за 13 лет проведён капитальный ремонт крыши спортивно-оздоровительного комплекса. На эти цели было выделено 3,054 млн рублей: 2,24 млн из областного бюджета и 814 тысяч из местного.

  • Tramuk.ru – теперь и в Минке!

    Хорошее сделано дело. В рамках программы устранения цифрового неравенства в село Минка Усть-Катавского округа проведён интернет. Связисты создали техническую возможность для бесплатной работы в сети.

Хозяин? - Приберись!


ул. Центральная

Опрос

Какая зарплата должна быть у молодого специалиста в первые годы работы?

Хватит и 15 тысяч рублей - 14%
Должна быть средняя зарплата по городу – около 20 тысяч рублей - 26.9%
25 тысяч рублей - чтобы не отбить желание у молодёжи работать за копейки - 37.6%
30 тысяч рублей и пусть себе ни в чём не отказывают - 17.2%
Свой вариант ответа в комментариях - 4.3%

Всего голосов:: 93
Голосование по этому опросу закончилось в: 04 Окт 2017 - 08:08
Комментарии
Календарь
« Декабрь 2016 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Афиша

Смотреть другие события

Удаление деревьев

Объявления

Все объявления | Подать объявление