Я их помню, когда у них ещё не было седины. Они были простыми учителями, шофёрами, слесарями, плотниками. Многие на костылях, кто-то без ног, на тележках, где вместо колёс - подшипники. Я помню их Красные звёзды на лацканах простеньких пиджаков, тогда ещё не было золота юбилейных медалей. Не было и парадов, лишь по большим праздникам после рюмочки они могли вспомнить, рассказать, большинство же молча пускали мужскую слезу, и всё. Мы, мальчишки, и не считали их героями, подвиги совершали только разведчики в фильмах. И только теперь начал осознавать, что наши отцы, а потом и мы, росли, постигали азы жизни, стоя на их богатырских плечах. Думаю, только благодаря их подвигу мы вот уже 70 лет живём без больших войн. И чтобы там ни говорили, наши деды и прадеды спасли мир от коричневой чумы.
Усть-Катавский городской округ
Здравствующие участники Великой Отечественной войны:
А. Н. Баранов, Ф. К. Гарипов, А. М. Глухов, С. А. Ефремов, К. М. Максимюк, Е. И. Пигалов, В. К. Попков, В. Е. Попов, С. И. Селюнин, К. П. Федотов, М. А. Подрядова, В. С. Мизгирёва.
Призывалось на фронт - 2500 чел.
Погибло или пропало без вести - 1560 чел.
Какова цена этого мирного неба...
Галина Сорокина, педагог
- Для меня 9 Мая - это день памяти о тех, кто погиб за свободу Родины, за нашу свободу.
Сейчас говорят, что не надо было этих 27 миллионов жертв, пусть бы немцы спокойно заняли нашу землю, мы давно бы жили богато и пили баварское пиво. Наивные люди, не знающие истории. Фашисты хотели оставить на нашей земле лишь 2 миллиона рабов, а остальных славян уничтожили бы, как неполноценных.
9 Мая - это память о наших отцах и дедах, которые вынесли все тяготы войны и победили. Это память о моём отце Василии Степановиче Нарукове, который прошёл от Сталинграда до Вены. 9 Мая - это память о моём военном детстве, где было голодно, холодно, но где жила надежда на Победу и дальнейшую лучшую жизнь.
Однажды моя дочка сказала: «Для меня, что Отечественная война 1812 года, что Великая Отечественная война интересна только, как история. Это всё происходило, когда меня ещё не было, и это очень далеко». Её можно понять, но мы не имеем права не посвящать детей в то, что пережили близкие им люди. Надо рассказывать о каких-то деталях, о судьбах, которые связаны с историей семьи, с историей города и страны. Они должны знать, какова цена этого мирного неба, цена жизни в свободной стране.
Мы приехали в Усть-Катав к бабушке в начале войны. Мне было четыре года, и я помню, как потом в домике тёти поселилась женщина из Брянска с двумя детьми. Нужны были дрова. Прямая гора к тому времени стала уже голой, но за ней находился лес. И вот мама, тётя и эта женщина ходили за гору и вырубали сосёнки. Потом они толкали их ногами, скатывая вниз по Прямушке. А мы, дети, тащили за ними толстые сучья.
Мы должны помнить!
Екатерина Ковшова, ученица 8 класса
- Конечно, не учителя нас заставляют вспоминать, мы же сами должны помнить! Именно должны, потому что за нас столько жизней отдали. Это же ближайшие родственники, наши прадеды, воевавшие за нас. Это надо помнить! Надо уважать и оставшихся в живых, и хранить память о тех, кто ушёл. День Победы для меня - большой праздник. Конечно, я горжусь своей страной и людьми, которые жили и живут на этой земле. Я вообще очень люблю такие вещи, такие праздники, которые объединяют людей.
Недавно мы показывали во дворце постановку «А зори здесь тихие». Я была в образе Жени Комельковой, пришлось всё прочувствовать, как это было. И знаете, это страшно. А сегодня участвую в конкурсе чтецов, буду читать Майю Румянцеву, «Балладу о седых волосах». Мне это очень близко, меня это задело: «Но какому кощунству угодно и кому это ставить в вину, как нельзя вводить горе в моду, так нельзя вводить седину». По-моему, это сейчас самое главное. Как можно забыть, это было такое масштабное горе! И этот праздник объединяет страну, и мы всей семьёй обязательно пойдём к памятнику павшим.
Что сказать детям
Полина Кузнецова, хранитель школьного музея
- Когда-то их было много, почти в каждом доме жил участник войны. Когда мы с подружкой возвращались из школы домой, часто шли к её бабушке, которая поила нас чаем. А в задней комнате у маленького окошка стояла кровать, и на ней сидел её сухонький дедушка, иногда он тихонечко выходил на крылечко и курил. И никогда бы я не поверила, что он до Берлина дошёл! А дед другого одноклассника Димы Кукарина - вообще был Героем Советского Союза. После очередной двойки учительница укоряла его: как же тебе не стыдно, твоему деду памятник поставили, а ты что же?! Мы тогда не верили, думали, что шутит. И вот передо мной книга, где рассказывается о подвигах Кукарина. Вот так дедушка! Дедушка?! Умер-то он в 26 лет...
Что сказать детям, которые уже не увидят ни одного фронтовика-ветерана. Трудно бывает ответить: для чего помнить и зачем рассказывать из поколения в поколение о той войне? Помнить надо, потому что этот урок любви к своей стране дали нам самые близкие люди, когда пришла им пора отдать за неё свою жизнь. И пока мы помним - они живы!
В нашей школе была встреча с командиром поискового отряда «Ориентир», который разыскивает без вести пропавших. Насколько же разное отношение у людей к этой теме! Для кого-то это всего лишь ржавая каска да кости - незачем их трогать, тревожить, пусть лежат! А для кого-то это отец, которого ждали, надеялись до последнего! Ржавый бритвенный станок или солдатский медальон - как самая ценная реликвия. Мы пригласили на встречу родственников найденного бойца Москвичёва. Сколько их, какая большая семья! Как много его потомков осталось жить на свете. Пришли, помнят, плачут.