Как только день обгонит ночь, а Луна пойдёт на убыль, так в первое воскресенье весь православный мир твердит: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!» И так почти две тысячи лет! Что это — слепая вера в Спасителя, мечта о вечной жизни, уход от житейских проблем? И зачем человеку нужна вера? Можно дискутировать на эту тему, но тысячи примеров показывают: человек силён лишь верой и всё людское в нас зиждется на библейских заповедях. Мы можем всю жизнь оставаться атеистами, но рано или поздно нас посетит мысль о смысле человеческого бытия. И здесь надо остановиться, подняться над суетой и задуматься о бессмертной душе. Поэтому и нужно Светлое Христово Воскресение с предваряющим его очищением, с молитвами и крестным ходом, с куличами и яичками как напоминание, что человек — это творение Божье, венец жизни на Земле, а может, и во Вселенной.
Выше Пасхи ничего нет
Отец Валерий, протоиерей:
- Закончился строгий пост, человеку обязательно надо очистить свою душу и сердце от всех тяжестей, потому что мы живём и никак не можем не согрешить, для этого и церковь, для этого установлены и правила, церковный устав. Пожалуйста, приходи, говори свои немощи на исповеди духовнику, если тебя что-то тяготит — лучше об этом сказать священнику. Вот для чего пост — для очищения души и тела, как в бане мы моемся от грязи, так и душа от грехов должна очищаться.
На Пасху был крестный ход вокруг церкви, такое идёт испокон веков, даже в советское время не могли этого запретить. И так всю неделю ходят вокруг храма. В эти дни любой желающий может зайти на колокольню и позвонить в колокола. Но у нас как? В первый день народ приходит и всё. Как-то обыденно: прошли крестным ходом и тишина. В старину в сельской местности при церквях даже небольшие пушки были, из которых открывали пальбу на Пасху. И в советское время намного торжественнее всё было — праздник уж праздник, потому что выше Пасхи ничего нет.
Будут ещё крестные ходы. 24 мая, в день равноапостольных Кирилла и Мефодия, традиционный крестный ход к поклонному кресту на гору Шихан. А 28 июля, когда состоится празднование равноапостольного князя Владимира, мы хотим пройти крестным ходом в центр города и там отслужить молебен, сказать слово в назидание и провести духовный концерт.
Ко мне ночью приходила мама
Наталья Шерстнева, пенсионерка
- Говорят, молодёжь у нас неверующая, а вот у моего племянника, пока он в армии служил, всё время в кармашке две молитвы лежали. А ведь были и бабушки, которые не признавали Бога, и те, которые до самой смерти сохраняли веру. Церкви в советское время закрывали. Сейчас наша церковь за плотиной, а раньше там хлеб продавали. А мне мама всё передала, она ещё училась в церковно-приходской школе. Три класса закончила, всегда читала Псалтырь и меня научила.
Я недавно тяжело болела, и ко мне ночью мама приходила, по дыханию её слышала. Минут двадцать со мной посидела, а потом её тень к окошку, к иконам ушла. Две недели я пластом лежала, и все две недели она приходила. Значит, там что-то есть.
В церковь сходишь - легче становится
Яна Шагалина, директор магазина
- На Пасху только яички крашу, на большее времени не хватает. И я бы не сказала, что для меня этот праздник особенный, мы работаем, у нас выходных нет.
В семье все верующие, и меня приучили так. Правда, в церковь хожу редко, но если бываю в других городах, обязательно захожу. Бог есть и внутри нас, и везде. В церковь сходишь, помолишься — всё равно легче становится, что-то внутри появляется.
По-разному и в разное время
Любовь Усова, библиотекарь
- Для меня это праздник воскресения Иисуса Христа. Это большая радость, потому что через Cпасителя мы освобождаемся от своих грехов. И только Он может простить нам грехи через нашего батюшку, которому мы исповедуемся. Обязательно нужно исповедоваться и причащаться, это самое главное в христианстве. Каждый человек приходит к вере по-разному, в любом возрасте. Например, известный поэт и бард Окуджава никогда не верил в Бога, и только на смертном одре он и покрестился, и причастился, и исповедался. То есть Господь Бог в каждом есть, но внутри человека он просыпается по-разному и в разное время. Когда нас на лето увозили к дедушке с бабушкой, то перед тем, как лечь спать, они нас всегда крестили. У меня есть две сестры, мы все крещёные. И мне всегда казалось: это сказку дедушка мне читает. Даже когда я училась, когда все были атеистами, но шла на экзамен и про себя всё равно говорила: «Господи, помоги экзамен сдать, чтобы хорошая оценка была». И всегда сдавала. И такое ощущение, что кто-то всегда помогал. А когда уже имела детей, случилась беда: врачам пришлось меня спасать, и как будто внутренний голос сказал: «А куда ты собралась уходить? Кому нужны твои дети?» Когда меня увозили в больницу, непроизвольно взяла с собой переписанные мамины молитвы. И когда пришла в сознание, моя рука сама потянулась за этими листочками. Потом дала себе слово: я пойду в церковь, потому что это не просто так случилось — меня спасают ради детей. Когда в первый раз пришла в храм, было ощущение, что на меня все смотрят. А потом начала чувствовать, что мне тут хорошо. В церковь идёшь, чувствуешь радость, там душой отдыхаешь и людям помогаешь.