Автобусы от усть-катавских вагоностроителей

Автор 
Оцените материал
(3 голосов)
Автобусы от усть-катавских вагоностроителей Автобусы от усть-катавских вагоностроителей

Знаете ли вы, что на Усть-Катавском вагоностроительном заводе выпускались не только трамваи, но и другая техника, например, в начале 1960-х гг. – автобусы?

Конечно, их было немного. По устным воспоминаниям работников заводского гаража автобусов было всего два, и использовались они в качестве рейсовых внутри города. Ездили по маршруту: кинотеатр «Россия» - магазин в п. Шубино.

По словам Михаила Соколова (автора книг об истории автомобилей) из г. Барнаула: «Ни в одном справочнике или каталоге вы не найдёте ни единого упоминания о них. А между тем, факт их создания не просто интересен - по сути, он уникален. Во времена СССР с его строгой плановой экономикой вопросы о выпуске той или иной продукции решались на самом верху. И автобусные заводы на всей территории огромной страны можно пересчитать по пальцам: Москва и Подмосковье, Горьковская область, Львов, Курган…  И вдруг, оказывается, в небольшом городке на Юго-Западном Урале, существовали автобусы собственной марки «Усть-Катав». Поначалу в это было трудно поверить».

Сотрудники историко-краеведческого музея провели исследование, в ходе которого записаны воспоминания людей, которые каким-либо образом были связаны с судьбой нашего автобуса.

Евгений Степанович Марочкин, водитель заводского гаража с 1957 по 1989 годы, говорит, что, действительно, при директоре завода Т. Я. Белоконеве в начале 1960-х (точно до наводнения 1964 г.) город испытывал большой дефицит рейсовых автобусов. Жители ходили, в основном, пешком. По инициативе директора завода, вагоностроители решили сконструировать свою модель автобуса. В то время на УКВЗ поступали грузовые автомобили ЗИЛы. С них-то и попробовали снять кузов, кабину. Оставили раму и отправили в мастерскую СКБ. Там сварили цельнометаллический  кузов, внутрь поставили сиденья от трамваев.

Николай Фёдорович Жирохов работал с 1940 по 1985 гг. слесарем в мастерской СКБ. Он вспоминает, что действительно от ЗИЛа-164 брали раму, а всё остальное проектировали сами. Автобусы использовали для  внутренних перевозок. Водителями на автобусах в те годы были Николай Иванович Коврижкин, Максим Максимович Неваленов.

К сожалению, документация по данному изделию в заводском архиве не сохранилась. Однако в архиве историко-краеведческого музея есть фото, где изображён автобус с логотипом «У-К». Значит, это не миф, а реальность.   

- В поисках «следов» усть-катавского автобуса нам удалось буквально наткнуться на «останки» одного авто в посёлке Шубино, - рассказывает сотрудник музея Галина Садовникова. - Мы очень обрадовались, думая, что это и есть наш родненький. Но оказалось, что это автобус «ЗИС-155». В 1950-е гг. он бегал по улицам города, а после истечения определённого срока использовался как жильё для обслуживающего персонала в пионерлагере «Светлячок». Затем кузов волею судеб перекочевал в п. Шубино, мы и сейчас можем видеть этот старый проржавленный «корабль прошлого», бросивший якорь на одной из  сельских улиц.

Хорошо, что нам представилась возможность увидеть ещё одно свидетельство советской эпохи, и здорово, что о выпуске усть-катавских автобусов могут рассказать если не официальные документы, то живые свидетели - рабочие, причастные к их выпуску и эксплуатации.

Усть-Катавский историко-краеведческий музей благодарит всех предоставивших информацию и просит всех, кто обладает более точной информацией об изложенных фактах, поделиться ею с музеем.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Похожие материалы (по тегу)

Хозяин? - Приберись!


ул. Центральная

Опрос

Какая зарплата должна быть у молодого специалиста в первые годы работы?

Комментарии
Календарь
« Сентябрь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Афиша

Смотреть другие события

Удаление деревьев