Перед вами — одна из самых загадочных страниц автомобильной истории Урала. Если Усть-Катавские трамваи широко известны и за пределами Челябинской области, то об автобусах Усть-Катавского производства вряд ли кто-то слышал. Ни в одном справочнике или каталоге вы не найдете ни единого упоминания о них, а между тем, факт их создания не просто интересен — по сути, он уникален. Во времена СССР с его строгой плановой экономикой вопросы о выпуске той или иной продукции решались на самом верху, и автобусные заводы на всей территории огромной страны можно было пересчитать по пальцам: Москва и Подмосковье, Горьковская область, Львов, Курган...
И вдруг, оказывается, в небольшом городке на Юго-Западном Урале, существовали автобусы собственной марки «Усть-Катав»! Поначалу в это было трудно поверить. Но услышанные от разных людей в разное время свидетельства убеждали в обратном. Также удалось установить, что строили эти автобусы на Усть-Катавском вагоностроительном заводе имени С.М. Кирова и использовали затем для развозки рабочих и других заводских нужд. Было собрано несколько штук.
Так, С.В. Устьянцев (бывший работник УКВЗ) в своей книге «Трамвайная столица России» (Екатеринбург, 2010 г.) говорит о выпуске на заводе собственных автобусов в 1962-63 годах, и возможно, позднее. Теоретически, сделать кузов автобуса на предприятии с большим опытом изготовления трамвайных кузовов, тем более под готовое шасси грузовика — задача вполне разрешимая. Ну а как практически?
И лишь обнаруженное позже документальное подтверждение этому — фотография такого автобуса — рассеяло последние сомнения: на передней панели хорошо видна эмблема «У-К», существование автобусов производства УКВЗ — это исторический факт!
Но, к сожалению, выпускались они, судя по всему, экспериментально и сравнительно недолго. Вообще, в этой истории пока что больше вопросов, чем ответов. До сих пор не известны ни точные временные рамки выпуска автобусов, ни количество изготовленных экземпляров, ни конструктивные особенности (тип шасси, число мест и т.д.). Запросы на завод ничего не дали, архива СКБ УКВЗ уже не существует, и официальный ответ с предприятия говорит только о том, что свою историю там уже плохо помнят: «Да, Вы правы, в 1960-х годах действительно велись такие работы, но дальше эскизов дело не пошло. Специалистов тех уже нет в живых, архивные данные не сохранились. Поэтому ничем Вам помочь не можем».
Возможно, причиной нынешнего отсутствия на УКВЗ каких-либо сведений о реальном производстве автобусов стало наводнение в Усть-Катаве летом 1964 г., когда здания оказались затопленными, и пострадало большое количество различной заводской документации.
Спорным выглядит и утверждение ветерана УКВЗ В.Н. Михеева, о том, что документация на эти автобусы якобы была разработана Курганским автобусным заводом. Дело в том, что КАвЗ в 1960-х производил лишь маломестные капотные автобусы на базе грузовика ГАЗ-51, которые ни внешне, ни конструктивно никак не соответствовали гораздо более крупным автобусам «Усть-Катав» вагонной компоновки. Да и сам В.Н. Михеев, прибывший в Усть-Катав только в 1972 г., не мог быть очевидцем событий, и знает об этом лишь с чужих слов.
Поэтому, уважаемые читатели, обращаемся к Вам с просьбой пролить свет на это белое пятно в истории города и завода. Если Вы помните эти автобусы, ездили в них, и Вам есть что рассказать про их производство, а также возможно сохранились фотографии, где эти автобусы попали в кадр — не стесняйтесь и не будьте равнодушными, — пишите или звоните в редакцию. Это наша с Вами история, достойная сохранения, и только от нас зависит, останется ли она в памяти потомков. С уважением М.Соколов.
От редакции
Уважаемые устькатавцы, если кто-то обладает фактами, подтверждающими данную информацию, просим связаться с нами по телефону 2-66-25 или прислать письмо по адресу г. Усть-Катав, ул.Ленина-31, редакция газеты «Усть-Катавская неделя» . Также можно воспользоваться электронной почтой Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.