В 2011 году ОАО «РЖД» создало уникальный поезд, состоящий из двенадцати вагонов, девять из которых выставочные и три служебно-бытовые. С того времени этот поезд колесит по всей стране, останавливаясь на разных станциях и демонстрируя её жителям интересные экспозиции.
В Усть-Катаве передвижной выставочно-лекционный комплекс работал 10 и 11 февраля, причём школьники могли посетить его бесплатно. Кто сделал это, точно не пожалел. В первом вагоне, пришедшим на экскурсию демонстрируется небольшой фильм об РЖД. Следующий вагон встречает экспозицией «Развитие скоростного и высокоскоростного движения в России». У входа начальник станции в форме образца 1871 года, телеграфный аппарат, а дальше макеты высокоскоростных пассажирских поездов «Сапсан», «Аллегро» и «Ласточка». Экскурсовод не просто даёт информацию посетителям, он несколько раз тестирует их на усвоение её. Итак «Сапсан» развивает скорость до 250 км/ч, «Аллегро» – до 220 км/ч, а «Ласточка» – до 160 км/ч. Кроме скоростных поездов в этом и следующем вагоне можно увидеть и другие модели современного подвижного состава ОАО «РЖД».
Не менее интересен следующий вагон, в котором располагаются макет, демонстрирующий доставку космических ракет на космодром, а также манекен, одетый в скафандр космонавта, кусок Челябинского метеорита и многое другое. Если внимательно приглядеться к макетам, то можно увидеть, что на некоторых из них человечки, величина которых не больше двух сантиметров, двигаются. Думаю, что если выставленные экспонаты разглядывать досконально, то в поезде можно провести несколько часов, даже не заметив этого.
Следующая экспозиция посвящена технологиям энергосбережения и энергетической безопасности на железной дороге. Например, при сжигании открытым способом отслуживших своё шпал в воздух попадало много вредных веществ. Теперь существуют специальные заводы по переработке этих шпал без ущерба для экологии. Существуют комплексы и по очистке сточных вод и так далее.
Внутреннее содержимое шестого и седьмого вагонов может дать представление о работе некоторых железнодорожных служб, а стало быть помогут некоторым выпускникам школ определиться с будущей профессией. В них расположены три современных рабочих места дежурных пассажирской и грузовой станций, а также дежурного по сортировочной горке. Кстати, на одном из экранов процесс сортировки грузовых вагонов представлен в виде компьютерной графики. Но всё-таки наибольший восторг у детей и, полагаю, не меньший у взрослых вызывают тренажёрные комплексы машиниста локомотивной бригады и водителя КамАЗа. Три экрана имитируют лобовое и два боковых стекла кабины. В них картинка движется, как при движении транспортных средств. Управляя рулём, рукоятками и педалями получаешь полное ощущение, что ты водитель или машинист локомотива.
Два последних вагона рассказывают о достижениях компаний Росатом и Роснано. Здесь можно увидеть, какой прекрасный утеплитель получается из отслуживших своё пластиковых бутылок или дорожное покрытие из старых шин. А ещё светодиодный светильник, способствующий росту растений или незаметное глазу покрытие стекла, позволяющее сохранять тепловую энергию внутри помещения.
В общем, действительно, было что посмотреть. Жаль только, что мало кто знал об этой уникальной возможности.
М. БАТРАКОВА.
Фото А. ПЕТУХОВА.