Андрей Перепеловский: «Большая дорога начинается с первого шага»
Переполняемый гордостью за проделанную в последние три года работу по организации собственного производства Андрей Перепеловский решил начать общение с нами с экскурсии.
- Вот печь для цементации и закалки, - с гордостью показал нам первый объект Андрей Валерьевич. – В её установке мне помогал Алексей Лаворко. Я его взял на работу на закалку и ковку. Он так загорелся этим, по полной отдавался своей работе, но… (Алексей скоропостижно скончался в конце прошлого года). Искренне жаль, что он так рано ушёл. Нам его сильно не хватает.
Вообще каждый станок на производстве Перепеловского имеет свою историю, и Андрей Валерьевич с нескрываемой гордостью рассказывает их. Один из Пензы, другой – из Пермского края, третий – Иркутская область. География всей страны в этих станках. Один везли целиком, как негабаритный груз, другой разбирали, а потом собирали уже на месте. Третий пришлось модернизировать собственными силами. У четвёртого перенастраивали электронную начинку, и это при том, что многие станки иностранного производства. В общем не перевились ещё на Руси левши!
Экскурсия экскурсией, но было любопытно узнать, почему человек, долгие годы работавший в сфере продаж и закупок, сделал крен в сторону производства. С такого вопроса и начался наш разговор.
- Уже три года, как я взял крен на промышленной производство. Около двух лет прошло с момента выпуска первой детали, - начал свой ответ Андрей Перепеловский.
- Вернёмся в 2018 год. Тогда производство было не сильно интересно кому-то, и меня отговаривали многие. Но есть же ещё какое-то внутреннее чутьё, которое тебя куда-то ведёт, и ты рискуешь. Все свои деньги я вложил в производство, даже занял ещё 12 млн рублей.
Действительно, начинал я с торговли запчастями. Брал на заводах большие объёмы, например, в Чебаркуле 4-6 тысяч единиц продукции, при потребности, например, УКВЗ в 400 единиц. Понятно, что Чебаркуль в приоритете работает со мной, а я уже маленькими партиями поставлял по всей России. Стала складываться тенденция у предприятий, работать только с крупными заказами, производство мелких партий стали выводится за пределы. Тогда и появилась идея создания собственного производства.
- Какое первое изделие решили изготавливать?
- Бандаж. Он востребован. Усть-катавскому заводу он не сильно интересен, как ЗИП. Они берут только столько, сколько им надо на программу. А из-за того, что УКВЗ стал поставлять 623-и вагоны в Москву, потом Москва начала передавать их в другие города, возникла потребность в обработанных бандажах. Их можно изготовить только с использованием станков с ЧПУ, не во всех трамвайных управлениях есть необходимое оборудование. Соответственно возникла такая потребность.
По сути, трамвайное колесо состоит из бандажа, ступицы, диска и резиновых амортизирующих прокладок. Бандаж – это металлический пояс, обод, надеваемый на железнодорожные колёса для увеличения их прочности или уменьшения износа. Это самая востребованная часть колеса, которая соприкасается с рельсами. Она, как и резина на автомобиле, изнашивается в ходе эксплуатации транспорта и нуждается в замене.
После выпуска бандажа, мы освоили оси, ступицы разных видов на любой трамвайный вагон, шестерни редуктора и даже некоторые алюминиевые детали, выпускаемые немцами.
Родилась идея изготавливать пантографы. Раньше пантографы делал УКВЗ, Уралтрансмаш и ещё одна челябинская фирма. УКВЗ и Уралтрансмаш почти перестали делать пантографы, правда, появилась ещё одна подмосковная фирма, но они делают дорогие.
Когда я начинал заниматься производством, мне говорили, что проще всё в Китае купить. А что мы будем делать, если Китай откажется?! Сегодня вот Европа отказалась поставлять нам свои товары и технологии. Мы же должны иметь своё! Пусть даже получится чуть подороже. Но если вспомнить историю появления Windows, Apple, ведь в гаражах, по сути, делали первые компьютеры.
- Вы сказали, что у Вас до 35 человек работает. Они все рабочих специальностей?
- У меня есть два конструктора Алексей Алфёров, Эдуард Газизуллин, есть технические работники, менеджеры. Их человек 6-7. Остальные – рабочие.
Я – идейный вдохновитель производства, я обозначаю направление движения. Эдуард Газизуллин и Алексей Алфёров мне предлагают пути движения, как можно прийти к той или иной цели. И опять-таки я выбираю, какой дорогой пойдём.
Вот пантограф – это полностью моё решение.
В прошлом году мы поставили 168 колёс на Уралтрансмаш в Екатеринбург. Тут звонок от них: «Можешь 100 колёс в течение 2-3 недель нам поставить?» Кто разбирается в этой теме, тот понимает, что изготовить такое количество в такой срок нереально. А я отвечаю: «Могу!» Спросите, каким образом это стало возможно. Просто, выполнив реальные заказы, мы немного поработали про запас. У нас практически всё необходимое количество уже было готово.
Заводы, к сожалению, зачастую сегодня не имеют никаких запасов комплектующих. Конкурс они выиграли на поставку продукции, но сроки изготовления получаются нереальными из-за того, что нет в наличии запаса комплектующих.
- Как Вам кажется, почему наш завод перестал делать комплектующие сам?
- Потому что пришли «эффективные» менеджеры, и стало модным отдавать всё на аутсорсинг, то есть передавать непрофильные функций компании сторонним организациям. У меня, например, тоже есть направления, которые я пока не вижу смысла развивать. Есть детали, которые изготавливаются с помощью лазерной резки. Я пока не вижу смысла приобретать такое оборудование, передаю заказ тем, кто на этом специализируется. В такой кооперации есть смыл, но во всём должен быть разумный предел.
Я, например, объявляю конкурс среди тех, кто может изготовить нужную мне деталь с помощью лазерной резки, или среди поставщиков резиновых изделий. И это замечательный механизм, когда производители торгуются за то, чтобы я у них купил.
А что касается завода… На заводе сейчас нет службы снабжения и сбыта. Всё решается в офисах в Москве. Стоимость трамвая можно посмотреть на сайте госзакупок. Например, Магнитогорск покупает за 47 млн рублей. Для примера в 2019 году Магнитогорск покупал миллионов за 17-18, по-моему. Выросла ли зарплата на заводе за это время в два раза? Или увеличилось число работников? Цены тоже так не подскочили. Тогда откуда такая цена?!
Да, я в теме. Я давно сотрудничал с нашим заводом. Умею считать. Но повторюсь, если зайти на сайт госзакупок, то можно заметить, что большинство конкурсных процедур проходит с единственным поставщиком. Там нет никакой конкуренции.
Когда я поставлял бандажи при Абрамове, Гнатюке, всегда был конкурс и приходилось опускаться в цене. Рентабельность была 5-10%. По факту завод покупал по цене Чебаркуля, да ещё и с отсрочкой платежа. А сегодня я предлагаю собранное и обработанное колесо дешевле, чем УКВЗ покупает заготовку.
- Какие у Вас сейчас есть станки и какие операции на них можно выполнять?
- Уникальная у нас зуборезка и зубошлифовка. Этому, действительно, удивляются все гости, которые приезжают посмотреть производство в процессе изучения возможности размещения своих заказов. На УКВЗ, например, зубофрезерных станков всего два, а у нас – восемь. Мы можем делать детали диаметром от 50 мм до 2000 мм. И зубошлифовка до 800 мм.
Есть токарные карусельные станки. Шлифовальный станок хорошо ловит микроны и держит их. У нас два таких станка. На одном изделия до 2 метров, на втором – 2,8 м.
Я уже неоднократно предлагал Новикову, гендиректору УКВЗ, кооперацию по изделиям, необходимым УКВЗ. Но пока договориться о сотрудничестве не получается. Только если какие-то комплектующие становятся нужны очень срочно, тогда да, а долгосрочного сотрудничества не получается. Хотя сейчас для УКВЗ есть реальный шанс крепко встать на ноги. У «Транспортных систем» - основных конкурентов, возникли серьёзные сложности. Во-первых, Феликс Винокур перестал быть учредителем, а он был главной движущей силой. Во-вторых, по имеющейся у меня информации, до 40% комплектующих у них были зарубежные. Сейчас с этим большие сложности. На последний конкурс в Питере на 10 млрд рублей никто не заявился.
- Вы затронули тему торгов, конкурсов, то есть работу законов о закупках 44-й и 223-й ФЗ. Почему задумка не получилась?
- Потому что наш народ всегда придумает «контрсанкции». Это один момент. А второй момент, где руководитель реально заинтересован в конкурсе, там эти законы замечательно работают. Если руководитель не позволяет ни себе, ни подчинённым договариваться с кем-то о чём-то, там реально проходят торги, и всё работает, как надо. Буквально недавно Уфа проводила конкурс на оси. Так они купили их по цене, сколько у нас стоит заготовка.
Я думаю, что процентах в 70-и эти законы работают, как надо.
Напрягать должно, когда договор заключается с единственным поставщиком.
Ещё раз подчеркну, что должны быть руководители, болеющие за свои предприятия, тогда всё у нас будет хорошо!
- Мы, конечно, сейчас уходим от темы нашего разговора, но крайне любопытна ваша оценка возможности УКВЗ выполнить областной заказ на низкопольные вагоны?
- Сейчас компания «Синара» взяла работы под свой контроль. Надеюсь, это изменит ситуацию на заводе. Но, честно говоря, у людей отбили желание работать и зарплатами и, самое главное, отношением к ним.
Могу говорить за себя. Мы сейчас выиграли конкурс в Казани по поставке запчастей для «Татры». К нам обращаются разные предприятия, а моя задача, чтобы у людей была работа, чтобы я мог им заплатить зарплату. У нас есть станки, нам какая разница что делать и для кого. Главное, что мы можем это делать. Мне главное производство загрузить и развиваться.
Завтра к нам приедут специалисты компании «Ками», которая поставляет станки по всей России. Была компания «Инкор». Сейчас будем покупать ЧПУшные высокопроизводительные станки. На чём-то одном концентрироваться не будем.
Вообще я хочу поменять отношение к людям, которые создают, производят продукт, а не перепродают. У нас сейчас богаче всех перепродавцы. Производственники – самые бедные, притом, что они создают продукт. Поэтому я и рассматриваю несколько направлений, чтобы выбрать более рентабельное.
- Всё-таки сфера вашего производства нацелена на железнодорожный транспорт?
- Я бы сказал, она связана с транспортом, потому что на троллейбус мы тоже планируем делать запчасти. А глобальная цель, которую я ставлю перед конструкторами, - это своё изделие. Сейчас мы делаем запчасти для трамваев, троллейбусов, для питерских трамваев ЛМ. Но мы должны прийти к своему продукту.
- Но ведь для реализации такой идеи необходимо конструкторское бюро!
- Два конструктора у нас есть. Потихонечку будем дальше подбирать. Ещё пару человек я возьму. Конструктор, по сути, — это ведь вложение на будущее. Хочешь думать о будущем, обязательно нужны конструкторы.
Одно из предприятий «Синары» мне похвалились своими конструкторами. У них их семь человек. И такие вещи мне показывали, которые они создали! Нужны хорошие светлые головы!
- В Вашем представлении это молодёжь или опытные конструкторы?
- Я тут возрастного ценза не придерживаюсь. Кто-то молодой уже старый, а кто-то старый – всегда молодой. Я беру человека и присматриваюсь, ведь сейчас я по факту живу на предприятии. Я раньше всех встаю и позже всех ложусь. Но так и должно быть.
То, что мы сделали за три года – эта совместная работа единомышленников. Я могу сам залезть на крышу, чтобы почистить снег, бандажи разгружать и так далее. Я не боюсь никакой работы. Мы смогли за четыре месяца протянуть газопровод высокого давления, хотя мне все говорили: «Два года убьёшь». А я за четыре месяца все бумаги собрал, и ещё четыре ушло непосредственно на строительство. Зато теперь два огромных помещения готовы к работе. Одно уже со станками и ещё 1000 кв. метров – в заделе.
- Как семья относится к тому, что Вы живёте на работе?
- Жена считает себя солдаткой. На ней сейчас все заботы о детях. А по большому счёту, семья в меня верит и поддерживает, так было всегда!
- Ваше мнение, как на экономике России отразится происходящее сейчас в стране и в мире?
- Я в происходящем вижу положительные моменты. Во-первых, возрождается российское производство. Не надо боятся. Большая дорога начинается с первого шага. Да, вокруг твердят, что мы отстали, но вспомните Китай тридцать лет тому назад. Они были сеятелями риса и всё. А сейчас их американцы всерьёз воспринимают, считают своим противником. Экономически это основной конкурент Америки. По большому счёту, китайцы превзошли и американцев, и европейцев, и других.
Так вот сегодняшняя ситуация должна помочь нам избавиться от нахлебников: ненужных чиновников, менеджеров, сидящих в больших городах. Эти менеджеры в той же Москве могут получать зарплату сопоставимую с десятком рабочих в Усть-Катаве, а за что?! Они ничего не производят!
По большому счёту, чтобы получить реальные изменения в стране, нужно столицу перенести. Слишком Москва оторвалась от реалий жизни. Это по сути государство в государстве, где многие представления не имеют о жизни в глубинке. Это моё субъективное мнение.
Военную спецоперацию на Украине я бы сравнил с хирургической операцией. Если ты хочешь дальше нормально жить, то сейчас нужно пройти через боль. Мы же понимаем, что без боли не будет хорошо. Вот и Россия должна возродиться после этой боли. Я сейчас происходящее расцениваю, как шанс для страны. Засилье зарубежных компаний не давало даже возможности российским производствам появиться. Сейчас нужно ловить момент!