В начале учебного года по центральным каналам показали фильм «Доживём до понедельника», потом «Большую перемену», но это снималось так давно... А что выходило в наше время? «Географ глобус пропил» или нашумевший сериал «Школа» Гай Германики. Мелковато. Например, в голливудских фильмах довольно часто втречается школьная тематика.
Снижение престижа учительского поприща - явление объективное, связано оно с переходом общества в новую информационную стадию. И всё же, когда подводят какие-то жизненные итоги, обычно вспоминают учителей и говорят либо «вопреки», либо «благодаря». Оглядываясь, могу сказать, что я слеплен благодаря учителям. Недаром, когда ребёнок попадает к хорошему педагогу, восклицают: «Повезло!»
Что-то мы потеряли по дороге
Мария Иванова, домохозяйка, в прошлом педагог
- Учителя у меня были потрясающие и относились к детям по-человечески. Не могу сказать, что в то время педагогов меньше загружали, чем сейчас, и что у них зарплата была больше, но они находили индивидуальный подход к каждому ребёнку. Сейчас, как мне кажется, всё поставлено на конвейер: выдал информацию - спросил. Что-то мы потеряли по дороге к новой школе.
Сегодня, на мой взгляд, идёт ориентировка на одарённых детей, но в подростковом возрасте подобное неприемлемо. В этом возрасте формируется принадлежность к стае, ребёнок ищет своё место среди ровесников. И если он не видит себя в социуме, у него могут возникать суицидальные моменты, повышаются и тревожность, и агрессивность. Вот почему раньше дети носили одинаковую форму, и у них были одинаковые учебники, и предъявлялись одинаковые требования, и уровень жизни мало отличался. А лет десять назад дети в классах начали делиться: у кого-то «кожа», у кого-то «джинса», остальные – «бомжа». И правильно, что сейчас вводят единую форму. Я не за серость. Чтобы человеку стать личностью, надо почувствовать себя индивидуальностью, но чтобы ощутить защищённость, ему надо найти своё место в классе. И учителя не виноваты, сама школа изменилась, потому что меняются ценности в обществе. Но всё зависит от человека. Если он чувствует в себе силы работать с детьми, и они не вызывают в нём раздражения, то и надо оставаться в школе. А кто идёт туда из-за зарплаты или просто потому, что больше некуда, то для педагога это каторга, и для ребят общение с таким человеком - каторга.
Количество педагогических работников в учреждениях Усть-Катавского городского округа
Школы - 200 чел.
Детские сады - 155 чел.
Учреждения доп. образования - 29 чел.
По данным Управления образования.
Профессия учителя сложна, но интересна (из сочинения)
Валерия Болышева, ученица 7 класса
- Все учителя особенные, и каждый из них, говоря о своём предмете, расцветает солнечным цветком. Для того чтобы быть хорошим учителем, нужно не только знать свой предмет, но и иметь совесть за троих, добро – за четверых, умение понять – за пятерых…
Профессия учителя сложна, но интересна. Я часто вижу, как они вздрагивают от случайно услышанного нелестного слова, будто их ужалили в сердце, будто душа их покинула, улетела. Но это длится всего лишь секунды. Обычно учителя справляются с собой, и яд обиды на них перестаёт действовать.
Учитель – это взрослый, а взрослый – это ребёнок огромных размеров. Пусть говорят, что детство прошло, настала взрослая пора, но тот ребёнок никуда не уходит, наоборот, мир подходит к нему, открывается шире. И как все дети, учителя тоже откликаются на ласку, доброту и понимание.
Ребята, любите своих учителей и не забывайте про них!
Получила указкой
Марина Бачурина, продавец
- Для нас раньше учитель - это святое, сидели как мышки, боялись сказать что-то грубое. И старались учиться, чтобы в октябрята приняли, потом в пионеры, потом надо было вступать в комсомол. Я училась в школе «на поляне», и моя первая учительница Клавдия Герасимовна Гулина была строгая, но справедливая. Конечно, хулиганили. Как без этого? Я в первом классе указкой получила. С мальчиком посадили, а он мне не нравился. Чего только не делала: и кляксы ему ставила, и била его, вот и получила. Но всё равно добилась своего – нас пересадили!
Каждый ученик ценен
Лариса Березина, учитель
- Когда я закончила десятый класс, на меня родители не давили: что хочешь - выбирай, куда хочешь - иди. Так как перед глазами была работа родителей, мне казалось, я знаю, что такое учительство. Посоветовалась с мамой, и она сказала: «Иди, учитель всегда душой молод. К ребятишкам прихожу в первый класс - я первоклассница. И вместе с ними расту и живу их интересами».
Учителями с большой буквы для меня всегда были мои родители. Я видела, как они относятся к детям, к своей работе, как переживают. У мамы была одна ученица, когда её родители уехали в Юрюзань, она осталась в Вязовой и жила у нас. И к папе часто приходили ребята с разными трудными жизненными ситуациями.
Для меня школа - это дети, которых я чему-то учу, и мне кажется, что и они меня не меньше учат. Бывают такие ситуации, когда дети поступают мудрее меня. Я с ними тоже расту. И общение с ребятами многое даёт, они пока не испорчены штампами, у них видение мира ещё не зашоренное.
Для меня престиж школы заключается в том, чтобы каждому ребёнку независимо от его способностей было уютно и комфортно, чтобы они не боялись уроков и учителей. Часто говорят: вот у нас в классе есть звёзды, а все остальные - не звёзды. Есть детки, которые переживают, что вот надо так, а я дотуда не дотянулся. Не люблю, когда ценят работу школы, работу учителя по достижениям. А если тебе достался класс, где такие ребята, для которых достижение - читать по слогам? Но они ведь стараются, это уже здорово! Каждый ученик в чём-то ценен, а педагог эту ценность, особенность должен видеть. Не люблю классы, где дети друг друга тюкают: кто-то не ответил, все смеются. Может, некоторые думают, что отругать, высмеять - стимул к росту? Для меня не стимул, я из числа тех людей, которые, если отругают, колючки выставят, и всё - не подходите ко мне больше!