Выпускники-2015 первыми испытают на себе нововведение. 3 декабря по всей стране они писали сочинение по литературе, которое станет пропуском на Единый государственный экзамен. К нему будут допущены только успешно написавшие творческую работу по литературе.
Наша редакционная группа проводила опрос учителей непосредственно в день написания сочинения. Естественно, все взрослые пребывали в неком волнении за своих ребят. Но нам было очень интересно услышать мнение именно тогда, когда процесс только начинался, а результат ещё неизвестен.
«Итоговое сочинение является допуском к ЕГЭ»
Ирина Пикулина, ведущий специалист Управления образования
- Впервые в этом году выпускники общеобразовательных школ пишут итоговое сочинение, которое является допуском к государственной итоговой аттестации. Пишется сочинение в том образовательном учреждении, где ребёнок получает общее образование. В одиннадцатых классах у нас 84 человека. 3 декабря одна ученица седьмой школы не смогла присутствовать на экзамене, так как находится на стационарном лечении.
Сроки, предусмотренные для написания сочинения, это первая среда декабря, первая среда февраля и первая среда мая. Те дети, которые по уважительным причинам не смогли писать сочинение 3 декабря либо получили незачёт, у них есть шанс сделать это 4 февраля 2015 года.
За три дня до сочинения по защищённым каналам нам пришли пронумерованные бланки на всех учащихся одиннадцатых классов. За пятнадцать минут до начала экзамена – темы. На проверку сочинений школьными экспертными комиссиями отводится пять дней. Причём учителя будут проверять копии бланков, чтобы исключить возможность подтасовки результата. Затем результат проверки вносится в оригинал. После чего работы сканируются и пересылаются в Челябинск по защищённым каналам.
Цифры
Темы сочинений в этом году:
Как противостоять ударам судьбы (По одному или нескольким произведениям М. Лермонтова)
Произведение о войне, которое Вас взволновало
Способна ли природа воспитывать человека?
Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
Чем опасно равнодушие?
Часов недостаточно
Надежда Тихомирова, учитель русского языка и литературы шк. № 5
- В связи с написанием сочинения, я испытываю двойственные чувства. С одной стороны, как учитель литературы, рада, что больше внимания будет уделяться литературе, значит, дети будут больше читать.
С другой стороны. Эта работа должна вестись с пятого класса. Но пока это невозможно, поскольку количество часов литературы ограничено, а произведений русской литературы так много, что на два часа в неделю их невозможно распределить. А ведь хочется с детьми что-то интересное новое прочитать, побеседовать. Особенно в пятом, шестом классе, когда дети ещё читают, когда им ещё интересно. Дальше интерес пропадает, так как увеличивается нагрузка, при этом количество часов остаётся по-прежнему маленьким. Поэтому, если государство всё-таки хочет, чтобы дети знали литературу и писали сочинения, необходимо увеличить количество часов. Но главное, что меня смущает, это пятый-седьмой класс, где обязательно нужно три часа литературы.
Дети пришли на сочинение по-разному настроенные. Некоторые очень ответственно подошли, а некоторые – с прохладцей. Я, в общем-то, не надеюсь на стопроцентный результат. Но думаю, по тем критериям, которые пока применяются к работе, в основном справятся.
Я – за сочинение
Лидия Поздеева, учитель математики шк. № 5
- Я организатор на данном экзамене, и глубоко сочувствую детям, но помочь, естественно не могу. Сейчас совершенно иные требования к сочинению, чем когда учились мы или даже мои дети. Тогда я вместе со своими детьми перечитывала произведение, обсуждала с ними и где-то помогала.
Я – за сочинение, только не в той форме, как его сейчас ввели. Как-то спонтанно это произошло, дети ещё не готовы. Для детей это стресс большой. Это поколение не было настроено на какое-то глубокое изучение произведений, они знают суть.
Человек должен обладать речь, уметь излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, позицию. А в нынешний век общение заменилось перепиской в соцсетях. Странно, но дети не общаются между собой. Они почему-то в основном переписываются. Но ведь переписка ведётся, в основном, короткими фразами. А сочинение учит рассуждать, аргументировать.
То, что надо читать, надо развиваться человеку, это, безусловно.
Систему нужно совершенствовать
Елена Савельева, учитель русского языка и литературы шк. № 7
- Сочинение по литературе даёт представление о ребёнке, о том, каким он выходит в жизнь, насколько у него сформировано мышление, интеллект. Но дело в том, что делается у нас многое с бухты-барахты. Вот бросили клич, давайте писать сочинение. А дети-то просто зомбированы на сочинение по русскому языку. Для них сложно перестроиться. Но вообще дети читающие, хотя на литературу сейчас мало часов выделяется: раньше было пять, а сейчас только три. Невозможно объять необъятное за эти три часа.
Но я думаю, если сочинение по литературе оставят, то подходы будут совершенствоваться. Пока к минусам можно отнести маленькие временные рамки и отсутствие возможности пользоваться текстами.
Сейчас, когда сочинение началось, мне детей жалко, потому что они первопроходцы. Для них это стрессовая ситуация. И, с одной стороны, хорошо, что это происходит сейчас, с другой стороны – программа одиннадцатого класса не пройдена. Впереди ещё столько произведений о той же Великой Отечественной войне, советская литература – очень большой пласт. Конечно, дети многое летом прочитали, но мы не обсуждали, не анализировали на уроках. И всё же надеюсь, что дети напишут хорошо.
Нагрузка для детей большая
Лариса Куликова, учитель русского языка и литературы шк. № 1
- Считаю, что такое испытание для выпускников необходимо, потому что творческая работа проверяет не только уровень обученности, но и готовность школьника вступить во взрослую жизнь, его личностные качества, отношение к той или иной жизненной проблеме. Но пока не всё продумано. На подготовку было очень мало времени. Нам приходилось работать по программе и оставаться после уроков, чтобы повторять те произведения, которые изучались ранее. Заранее были известны пять направлений. По ним мы рассматривали, повторяли произведения. Это большая нагрузка для детей. Результаты покажут, кто с ней справился.
За пятнадцать минут до экзамена, стали известны конкретные темы по этим пяти направлениям. А каждый ученик выбирает для себя, что ему проще раскрыть. На мой взгляд, темы несложные для тех, кто готовился.