Школьники из всех учебных заведений города имели возможность узнать о том, почему именно верба явилась символом плодородия, какие обряды совершались в давние времена в вербное воскресенье, а также поучаствовать в создании писанок - расписных пасхальных яиц. С интересом дети восприняли легенду о том, почему так важно рисовать писанки. Познакомься с ней и ты, читатель.
Итак, где-то в темных безвестях живёт злой дух, якобы Ирод, который прикован к скале двенадцатью цепями. Из тех безвестей он посылает своих слуг по всей земле, а когда они возвращаются, спрашивает: "Живут ли люди в согласии и мире, уважают ли дети родителей?" Если не живут в мире и не уважают родителей, то злой дух радуется - ведь они его люди. "Пишут они писанки?" - далее спрашивает дух. Если пишут, то он захлёбывается от слёз, а кузнецы его ещё сильнее приковывают, и у него нет силы разорвать свои железные цепи. Пока люди будут между собой жить в согласии, уважать родителей, придерживаться своих обычаев и писать писанки, до тех пор злой дух будет прикован к скале. Если люди перестанут это делать - он сорвётся с цепей, и в мире воцарится зло.
После таких слов притихшие дети внимательно смотрели на образцы узоров, которые можно нанести на пасхальные яйца и знакомились с правилами оформления писанок. Потом пытались сами оформить писанку. Что из этого получилось? Судите сами по фото.
Интересные факты из истории празднования пасхи в нашем городе (из архива историко-краеведческого музея).
В своей книге "Записки деда" Михаил Алексеевич Ананьин, житель нашего города, пишет следующее : "...на пасху для молодёжи на улице обязательно ставились рели (качели) - из длинных жердей две трёхногие опоры, на них жердь-перекладина. За деревянные (обязательно) кольца подвешивалась на длинных деревянных штангах лавочка. На ней, стоя вдвоём, качались. Наиболее храбрые (это было очень редко) сильно раскачивались и перелетали через верх - делали "солнце". Бывало и падали. Рели у нас на улице обязательно ставили Козловы (Тимофей Козлов)...
Пасха ещё запомнилась звоном. С утра до ночи над городом нёсся красивый малиновый праздничный звон. Звонили непрерывно или по очереди обе церкви, ежеминутно подчёркивая праздник..."
К сожалению, в архиве музея отсутствуют фотографии с изображением качелей. Но вот картинка из интернета, думаю, довольно точно воссоздаёт это действо.
В прошлом году, подбирая материал о местных художниках, познакомилась с Еленой Викторовной Кулаженко. Она показала мне семейный альбом Ивана Михайловича Киселёва. Оказывается, он тоже любил рисовать. В альбоме я нашла страничку, посвящённую встрече пасхи. Он пишет: "Мои зарисовки столов с закусками в первые дни пасхи. 1921 год - отсутствует вино и мясо. 1922 - голод. Отсутствует всё, кроме нескольких яиц. 1923 год- стол вновь убран по всем правилам убранств пасхальных столов, по традициям прошлого..."
{jcomments off}