У меня не было цветов
У меня не было цветов, и вообще, столько у нас в городе танцующих, что чего-то особенного, волнительного от этой встречи я не ожидал. Тем более что буквально накануне на подмостках Дворца культуры прошёл Праздник танца, где выступали все городские хореографические коллективы. И как я горько ошибался, настолько меня потрясла двухчасовая феерия, экспрессивная, сверкающая, проникающая до глубин, что понадобилось время прийти в себя. Просто хотелось подойти к хозяйке этого действа и поцеловать руку. И уже когда прошёл «цветоносный» поток и все желающие смогли поблагодарить творцов праздника, когда закончились «обнимашки» участников, я осмелился подойти к Оксане Смирновой. Разгорячённая, она ещё жила танцем, и в её глазах были слёзы. Не помню точно, четыре или пять раз она выходила и танцевала. Первый раз с маленькими танцовщицами, потом с группой постарше, и сначала было удивление: «Сама Алла Духова вышла танцевать!» Но на третьем танце я просто щёлкал и щёлкал своей мыльницей, стараясь сохранить на память эту страсть, этот вихрь движений. На мгновение она застыла на самом краешке сцены, в паре метров от меня, и можно было разглядеть глаза, а пальцы босых ног, казалось, были высечены из мрамора самим Микеланджело.
- Вы руководитель большого коллектива и танцуете, что это Вам даёт? – спросил я у Оксаны Геннадьевны.
- Этим надо жить, этим надо болеть, просто так танец сделать невозможно. Всё, что сегодня вы видели, это то, что творится в моей душе. Ни одного номера не сделано просто так, на простых «раз-два-три-четыре». Каждый - это что-то прожитое, что-то пережитое. Когда человек о чём-то думает и его переполняют эмоции, даже ночью рождаются картины. Но я лучше танцую, чем говорю. Да, был такой период, даже не знаю, что это было, может быть, творческий кризис?.. Но мне захотелось вновь танцевать, я решилась, и сделала это.
- Сегодня на сцене было много малышей, понятно умиление родителей, но Вам-то зачем это?
- Нашей «Радуге» в этом году исполняется 9 лет, и начинали мы маленьким составом. Теперь это девочки старшего состава, спасибо им, они отдали всё этому концерту. И сегодня здесь были дебютантки, пуговки наши. С такими маленькими детьми самая сложная работа, взрослому человеку можно объяснить, что такое эмоции, чувства, а здесь как? Я им так говорю: «Вы должны дарить радость своими улыбками!» И они мне верят.
Всего в «Радуге» около 150 человек, в одном только в номере «Палитра» танцуют 70 детей.
Усть-Катав, Юрюзань или Лос-Анджелес?
Детский образцовый хореографический коллектив «Радуга» пригласил зрителей на праздник под названием «Лучший город на Земле». Сразу подумал, что первая хореографическая композиция «Этот город самый лучший» посвящена Усть-Катаву. Да, я видел небоскрёбы на заднике, но почему бы им не быть у нас в будущем? И вот уже наш трамвайчик пробежал по сцене с улыбчивой девчушкой вагоновожатой. Но постепенно в энергичной смене ритмов, стилей и даже эпох до меня дошло, что это город мечты каждого. Вот только что на сцене отшумели ритмы современного мегаполиса, и не останавливаясь даже на секунду мы попадаем в группу детского сада на сончас. И опять, ни секунды промедления, танцовщицы погружают нас в ночь Ивана Купалы. Эта бешеная смена картинок вызывала недоумение: «Почему бы не остановиться, не посмаковать?». Но всё было так мастерски продумано и профессионально срежессировано, что в конце праздника мне этого ритма было даже мало. Кажется, изначально, когда ещё зарождалось это искусство на площадках у первобытных пещер, родилась и эта динамика, этот симбиоз движений человеческого тела и музыкальных ритмов.
Конечно, всё дело в профессионализме! На днях купил альбом репродукций артифактов из национального музея Индии, а можно было не покупать: лучше всяких картинок были «Танцы на стёклах». Или ещё пример: и раньше видел суперсовременную «Сенсацию», где языком танца было рассказано о средствах массовой информации. Но тогда видно не прочувствовал всей глубины сказанного. В этот раз был потрясён: «Вот суть всей нашей работы, и так это сильно сказано, что никаких слов не потребовалось!»
- Я вместе с «Радугой» уже много лет, - рассказывает режиссёр праздника Ольга Цируль, - это как моя семья, они все выросли на моих глазах. Каждый раз испытываю с ними такую бурю эмоций, каждый раз узнаю их с совершенно новой стороны, каждый год они совершенно по другому относятся ко всему. То есть они растут не только физически, они растут эмоционально и духовно. Они переживают абсолютно все номера, они понимают, для чего они танцуют. Поэтому каждый раз я часть сердца, наверное, отдаю им. Они какие-то свои, близкие, как будто мои дети.
Работая всё время над постановкой мероприятий, могу сказать: хореография - это самый сложный вид искусства и режиссуры. Я понимаю, что языком пластики можно высказать всё, рассказать маленькую историю, прожить маленькую жизнь. Вот сегодня мы рассказали маленькую историю про маленький город. Усть-Катав, Юрюзань, Миасс или какой-то другой город в другой стране, но это маленькая жизнь. Есть такие дети, а где они живут, это каждый сам выберет. Могу сказать одно: с Оксаной Геннадьевной у нас даже мысли сходятся, то есть мы работаем с ней в одном ключе и чувствуем друг друга творчески…
Много что пережил я на этом празднике, а сколько было захватывающей красоты, пару раз возникала даже иллюзия, что я в Большом театре. Так что это был за город? По большом счёту, его построила для меня Оксана со своими воспитанниками. И я преисполнен благодарности, что мне позволили насладиться настоящим искусством!