12+  

Усть-Катавский театр. Штрихи к биографии

Автор 
Оцените материал
(4 голосов)
Усть-Катавский театр. Штрихи к биографии Усть-Катавский театр. Штрихи к биографии

Фото из архива Р. Вершининой

Сквозь годы и войны пронесли свою любовь к театральному искусству жители нашего города.

Недавно в редакцию нашей газеты пришло письмо. Вместе с ним в конверте из Ростова-на-Дону прибыла увесистая пачка фотографий. Приводим текст письма полностью.

«Дорогие мои земляки, любимые устькатавцы!

Я, в девичестве Вершинина Римма Георгиевна, родившаяся в нашем чудном городе и прожившая в нём 20 лет, недавно прочла заметку в "Усть-Катавской неделе" от 3 июля сего года "Они несли культуру в народ". Это воспоминания В. Гулина о первых директорах ДК.

Хорошие воспоминания, но мне бы хотелось вспомнить и ещё о многом... Например, о работе людей в художественной самодеятельности, именно о работе - потому что это были истинные энтузиасты драматического искусства, они отдавали себя полностью служению этому делу, невзирая на невзгоды многих лет, на усталость после рабочего дня на заводе, на то, что в городе не было классных специалистов по драматургии.

С детства помню, что моя мама Вершинина Анна Ефимовна после работы бежала на репетиции в клуб. Я и клуба-то самого не помню, а вот спектакли, в которых она играла, и сейчас живы в памяти. Это "Свадьба Кречинского", "Без вины виноватые" и другие. Вот и на старых фото она в этих спектаклях - молодая, красивая, блистательная. Кажется, руководил и ставил спектакли Василий Спиридонович Сазиков. Он и сам в этих спектаклях на фото - молодой красавец! Много красавцев и красавиц родила земля уральская - смотрю на старые фото и думаю: какой же талантливый народ с испокон веков... Почему так пишу? Потому что родилась я в 1939 году и чуть ли не с пелёнок знала: есть клуб, есть драмтеатр, и моя мамочка там - главная актриса.

А потом помню, что каждые субботы или воскресенья весь город бежал в центр и строил Дворец культуры - так мне, девчонке, казалось, что народ строил, потому что и я вроде бы помогала носить мусор, где убирать, где подметать.

И вот в 1952 году дворец открыли! Не буду описывать годы войны, но ещё до войны в 1938 году мой отец Георгий Акимович Вершинин появился в Усть-Катаве и был художественным руководителем в клубе завода. Он был направлен после учёбы в наш город. Здесь-то они и познакомились с мамой. Из писем с фронта: отец всё время передаёт приветы Васе Сазикову и его семье (11.05.1942 г.), также большой привет всем клубникам, хористкам, а тем, кто вышел замуж, двойной привет (8.03.1942 г.). А вот пишет в письме: "От Васи Сазикова получил письмо, в котором он пишет о состоянии клубной работы, пишет, что дела чертовски плохо обстоят" (28.07.1942 г.).

И как же он думал, какие блестящие концерты, когда мне, тогда 3-летней девочке, всегда хотелось есть, если я мать не видела ни днём, ни ночью - она жила на заводе, если моя бабушка Ксения Андреевна варила пустые щи и делила кусочек хлеба пополам... А может, я не права, и всё-таки люди и тогда находили силы и время, чтобы прийти в клуб и отвлечься от невзгод и несчастий войны высоким искусством?

Не буду описывать, почему мой отец вернулся в Усть-Катав лишь в 1953 году. Война развела и свела многих. Только знаю, как страдала мать, как любила и ждала его все эти годы и как счастлива была, когда он вернулся. А до этого и я уже стала ходить в самодеятельность. Первый мой спектакль, в котором я играла и который ставила мама, был "Чук и Гек". Я играла мальчишку, а почему так его запомнила? Надо было научиться свистеть, засунув пальцы в рот, чему я усиленно училась у дворовых мальчишек. Так что и сейчас могу показать мастер-класс по этому делу. И до открытия дворца и дети, и взрослые занимались в кружках, танцах, хоре.

Ну, а как только приехал Георгий Акимович, он стал художественным руководителем во дворце. И, конечно, он много работал, много сил вкладывал, чтобы всё было на высшем уровне. Каждый номер, будь то спектакль, чтение, танец, миниатюра - всё проходило под его руководством. Помню, на какой-то Новый год мы - я, Тамара Катанская (Горбунова) и Аня Чистякова (Лемешко) - должны были петь "Ах, Таня, Таня, Танечка..." из "Карнавальной ночи" и ещё танцевать. Так вот отец (он же и худрук) замучил нас: руки должны быть так, ножками двигайте так, не стойте как чурбаны, двигайтесь веселее - дайте настроение, а где ваши улыбочки, а почему глазки не блестят?.. И так далее, и тому подобное. И так во всём. А сколько ставили миниатюр, разных сценок... Он работал и с певцами, и с чтецами. А потом была организована агитбригада. Она показывала разные сценки из жизни завода, недостатки и успехи в цехах. Агитбригада и вся художественная самодеятельность часто выезжали в другие города и деревни с концертами. Иногда выезжали на один вечер (например, в Орловку), а иногда ездили неделю из одного города в другой. Часто ездили в грузовой машине, сидя на лавках, и даже не в закрытой сверху. А потом ездили на каком-то раздолбанном автобусике, он часто застревал в грязи, и мы всем гуртом его вытаскивали.

Были романтика и преданность делу. Подготовка спектакля начиналась с читки пьесы, с распределения ролей. На это уходило несколько вечеров, а потом отрабатывалась каждая сценка, каждое движение. Помню, отец поставил какой-то спектакль, я в нём тоже играла. Постановка заняла много месяцев и отняла много сил. Наступил день генеральной репетиции. В зале сидит в первом ряду приёмная комиссия из администрации завода, из райкома партии, ещё какие-то чины.

За кулисами сплошное волнение: то у артиста костюм сидит не так, то свет не так падает, то кто-то в истерику впал, худрук, как челнок, бегает туда-сюда... И, наконец, спектакль окончен. И что же? А ничего. Зарубили... Показывать нельзя - запретили! Даже не помню, из-за чего: то ли какая-то фраза была двусмысленная, то ли усмотрели что-то не совсем патриотическое, то ли не было аллилуйи партии и правительству во главе... Если сказать, что отец и участники была расстроены, - значит не сказать ничего.

Самой талантливой и красивой была Шурочка Усова! И откуда в простой девушке взялся такой талант? А Володя Мизгирёв... Нигде не учился искусству драматургии, и поди ж ты - красавец на сцене! Да каждый, кто занимался во дворце, уже звезда, потому что занимался в художественной самодеятельности только по велению сердца и с любовью к искусству, не побоюсь этого слова.

Желаю вам, мои земляки, здоровья, процветания, любви и ещё желаю вам так же любить ваш Дворец культуры, как любили мы его в юности.

Р. ВЕРШИНИНА (ГЕЛЬДЫШ)».

Добавить комментарий


Похожие материалы (по тегу)

Поздравления

Комментарии
Календарь
« Июнь 2023 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Афиша

Опрос

Нужен ли забор кедровой аллее в МКР-2?

Нет, это выглядит непривлекательно. - 58.8%
Да, не все деревья достаточно взрослые. - 11.3%
Поставить сетки у не совсем подросших деревьев. - 30%

Всего голосов:: 80
Голосование по этому опросу закончилось в: 06 Сен 2021 - 08:41

Объявления