12+  

Две даты и встреча правнуков в музее

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)
Две даты и встреча правнуков в музее Две даты и встреча правнуков в музее

Фото А. Петухова

В субботу, 11 февраля, в краеведческом музее отметили сразу две даты — годовщину своего открытия в бывшем купеческом доме и 120-летие со дня свадьбы Фёдора и Марии Патриных.

Намоленное место — обычно говорят о храмах. Про дома, где живут обычные семьи, так не скажешь, однако смотришь на старые усадьбы, которые раскиданы по всему Усть-Катаву, и невольно представляешь, сколько здесь пережито поколениями и радости, и горя. Возможно, давно уже нет прежних хозяев, и новые семьи живут, но стены, окна, стёкла — всё хранит ауру прежних времён. И когда прохожу мимо здания нашего музея, так и вспоминаю не простую, трагическую судьбу семьи Патриных.

Семья Патриных

Основатель купеческой династии Василий Ферапонтович Патрин — уроженец Вятской губернии — в молодости тянул лямку бурлака, потом стал уфимским купцом и осел в Усть-Катаве. Оборот его торговли достигал тридцати тысяч рублей в год. После смерти отца в 1910 году братья Фёдор и Александр начинают вести дела самостоятельно и строят родовые дома. Они до сих пор украшают наш город — особняк Фёдора Васильевича, где сегодня и находится музей, и особняк Александра Васильевича, где раньше размещалась музыкальная школа. А в 1917 году случилась революция, и дома у Патриных отобрали. Если проследить путь Фёдора, то он некоторое время скитался по квартирам в Усть-Катаве, а потом уехал в Златоуст, где работал прорабом на стройке. В 1933-м Фёдора Васильевича арестовали и расстреляли, как врага народа. В Усть-Катаве остался его сын Дмитрий. Ему тоже постоянно приходилось менять место работы, а когда он женился, построил себе на Первомайке «засыпуху» три на четыре, там и родились сын Евгений и дочь Римма.

Семнадцать лет назад в музее состоялась встреча с внуками Фёдора Патрина — Евгением Дмитриевичем Патриным и Риммой Дмитриевной Кувайцевой. Я был свидетелем этого события, и после вышел материал с интригующим названием «Призрак дома Патриных, или Кто пугает сотрудниц усть-катавского музея?». Ещё со времён директорства Ивана Михайловича Киселёва свадебное платье Марии Васильевны Патриной, в девичестве Клоковой, было уже экспонатом, однако музей был революционной, боевой и трудовой славы и размещался он во Дворце культуры. И только когда экспонаты перебрались в родовое гнездо Патриных и музей стал историко-краеведческим, по-другому стало смотреться и платье Марии, как невесты купца и хозяйки родового дома. На ту памятную встречу внуки пришли не с пустыми руками — в дар музею они преподнесли свадебное полотенце, ажурную кисейную занавеску и наволочки, вышитые руками их бабушки Марии Васильевны. Надо сказать, что их дед был не только заядлым охотником, но ещё и отменным фотографом. Естественно, внуки принесли на встречу полную сумку фотографий, причём качественные контактные отпечатки с фирменным логотипом Фёдора Патрина. Они лежали на столе, а мы, как в машине времени, переместились на сто лет и заглянули в окна к Патриным. Особенно запомнился портрет самого Патрина, тогда я его так описал: «Раннее утро, солнце в глаза, длинные тени от сосен ложатся на пожухлую траву. На вырубке стоит усатый охотник, рядом длинноухая собака. Модная для начала двадцатого века кепочка, кожаная куртка, увешанная полевыми атрибутами, и сапоги выше колен в гармошку. Фёдор Васильевич смотрит куда-то вниз, что там — глухарь на току, товарищи по охоте или уголок старого Усть-Катава? Молчит фотография, время умеет хранить свои тайны. И уж, конечно, никто не расскажет о последних минутах этого сильного человека. Кому он помешал, кто настрочил донос, и как встретил он мученическую смерть?»

Новая встреча

Евгений Дмитриевич и Римма Дмитриевна уже ушли от нас, и в этот раз музей пригласил на встречу сына Риммы Дмитриевны — Сергея Борисовича Кувайцева. Приглашение получили и Наталья Григорьевна Носкова с дочерью Ириной Юрьевной Зубаревой. Наталья Григорьевна — внучка Валента Васильевича Клокова, родного брата Марии Васильевны Патриной, а преподаватель истории Ирина Юрьевна — его правнучка. А повод для встречи был — 120 лет назад 2 февраля состоялась свадьба Фёдора и Марии. Накануне этого события работники музея оформили почти половину этнографического зала под экспозицию быта дома Патриных. На главном же месте, как главный свидетель,  красовалось подлинное свадебное платье невесты Марии Патриной-Клоковой.

Мы планировали открыть экспозицию ко дню свадьбы Патриных, — рассказывает директор музея Ольга Несмеянова. — На обороте фотографии, где Мария в свадебном платье рядом с Фёдором, есть запись «02.02.1903 года». У нас был информационный стенд о купцах Патриных, и свадебное платье Марии Васильевны, стоящее отдельно, тоже не играло теми красками и не несло ту энергетику, которая могла бы зарядить посетителей музея. И мы попытались создать именно атмосферу быта хозяйского дома Патриных, уголок домашнего уюта, чтобы экспозиция немножечко ожила. На открытие новой экспозиции были приглашены потомки семьи Патриных и семьи Клоковых. Хотелось, чтобы наши гости почувствовали эту домашнюю атмосферу, чтобы она располагала на общение. Но 11 февраля у нас тоже непростая дата, в этот день в 2005 году музей начал свою работу в доме Патриных. Эта дата важна не только для наших сотрудников, но и для всех жителей Усть-Катава, с этого времени музей после долгих скитаний по разным комнатам обрёл свой постоянный дом.

Мария Васильевна в девичестве Клокова, а из Клоковых мы с мамой одни в Усть-Катаве остались, — рассказывает Ирина Юрьевна Зубарева. — Мария Васильевна моему прапрадеду Валенту Васильевичу Клокову родная сестра. И мы сейчас живём в родительском доме Клоковых, там, где жили Валент и Мария. А Сергей Борисович Кувайцев — правнук Фёдора Васильевича. Мне, как потомку, действительно было интересно на этой встрече, очень много вещей, знакомых с детства, увидела. Я сегодня утром достала вязаные салфетки для школьного музея, и точно такие же здесь, даже рисунок один и тот же. У Патриных были каменные дома, а у нас также три дома рядом стоят, только деревянные. Их построил Василий Александрович Клоков для старших сыновей. И Марию Васильевну Патрин брал в жёны из дома, где мы сейчас живём с мамой. В этом же доме жил и племянник Марии и Валента Клоковых, Герой Советского Союза Всеволод Иванович Клоков. Видно было, что в музее нас ждали, готовились. Мы вот так никогда с Сергеем Кувайцевым не садились, не разговаривали, а есть что вспомнить, обменяться фотографиями. Я для себя, какие фотографии не знала, отсканировала, себе в альбом их вставлю. Мы с его старшей дочерью Викой писали работу о Клоковых-Патриных и стали прослеживать наши генеалогические связи. Тогда ещё было много живых родственников, мы выясняли даты. Нас сегодня спрашивали, откуда взялось свадебное платье Марии, и кто подарил его музею? Но никто не помнит, мы не интересовались раньше. Я видела его в старом музее Дворца культуры, но даже не знала, что как-то оно с нами связано. Мне, как девочке, оно казалось некрасивым, я считала, что свадебное платье должно быть пышным.

Встреча была душевная, тёплая, — делится впечатлениями Валентина Егоровна Михеева. — Мы поднялись на второй этаж, где была создана атмосфера быта Патриных. Патрины связаны с Клоковыми родством, и сестру Марии Васильевны Клокову Елизавету мы долгое время считали основательницей нашего Народного театра. Как оказалось, она была просто актрисой, а театр создала в Усть-Катаве Лидия Васильевна Клокова. Почему возникла путаница? Дело в том, что брат Марии и Елизаветы Клоков Иван женился на девушке Лидии по отчеству Васильевна. Вот такое совпадение. Она приехала к нам из Уфы и была дочерью врача Парфёновой. Вот Лидия Васильевна Клокова и была основательницей, но у нас до сих пор нет её фотографии. Я надеялась, что на этой встрече в музее с родственниками мы разберёмся и найдём фото Лидии. По лицам знаю и Марию, и Елизавету, я внимательно смотрела альбом с фотографиями Патриных-Клоковых, но, к сожалению, портрета Лидии там не было. Иван Клоков и Лидия были родителями Героя Советского Союза Всеволода Клокова, они недолго здесь пожили и уехали из Усть-Катава, а Всеволод Клоков похоронен в Киеве. Надо искать адреса детей и внуков Ивана Клокова, и музей пообещал мне в этом помочь. Сегодня я тоже чувствовала себя почти родственницей, так как в этих поисках сильно сблизилась с Лидией Васильевной Клоковой, основательницей нашего театра.

Кролик Степан

После конфискации дома Патриных был период, когда на первом этаже здания располагалась чайная, а на втором — отделение Сбербанка. И только в 2005 году всё стало возвращаться на круги своя, в купеческий особняк начали возвращаться вещи и предметы бывших владельцев. А как же бывшие хозяева? Честно скажу, в учение о переселении душ я не верю и в разные загробные явления — тоже. Однако, когда семнадцать лет назад встречался с работниками музея, многие говорили, что по ночам и в обеденный перерыв, когда залы музея пустеют, они слышат, как скрипят половицы, да и клавиши компьютера иногда щёлкают. Много воды утекло с той поры, новые сотрудники ничего подобного не замечают, выходит, дух Фёдора Патрина покинул свой дом. Вот уже четвёртый год в музее живёт кролик Стёпа, это только его шаги нарушают покои музейных залов. Всё же я спросил у директора музея: «Ольга Святославовна, а может, дух хозяина вселился в Степана?» «Как знать, может, он и смотрит на нас со стороны, — сказала она. — Однако барских замашек мы в нём не замечали, но он мужик с характером». Во время встречи с родственниками кролик Степан был предусмотрительно закрыт в клетку, чтобы не мешал. И самое интересное — когда на компьютере разглядывал фото новой экспозиции, в тарелке из сервиза Патриных я заметил лик женщины с ожерельем, очень уж похожий на невесту. Хотите убедиться — сами сходите в музей. 

У меня в руках буклетик, свёрстанный художницей Ольгой Ивановой к открытию патринской экспозиции. На первый взгляд простенький, на одном альбомном листочке, но так искусно замакетированный — любо-дорого посмотреть. И столько информации в этих небольших фотографиях, и здесь же фото, которое уж думал, больше не увижу — Фёдор Васильевич с ружьём и своей охотничьей собакой Догожкой. И всё же если вы хотите прикоснуться к настоящей истории своего города, то обязательно сходите в музей. У нас сейчас техника позволяет делать такие муляжи, что копию не отличишь от подлинника. Однако когда берёшь в руки настоящее, к чему прикасались предки, совсем другие ощущения. В старинном особняке Патриных всё подлинное — стены и окна, и даже занавеска на окне — патринская. А рядом платье Марии и контактный бромосеребрянный отпечаток, где она с мужем Фёдором, тоже из того времени. Подушка, а на наволочке вышитые крестиком розы, а на занавеске вензель «МК». И в буфете та самая тарелка, подлинная, из сервиза семьи Патриных.

Добавить комментарий


Похожие материалы (по тегу)

Поздравления

Комментарии
Календарь
« Сентябрь 2022 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Афиша

Опрос

Нужен ли забор кедровой аллее в МКР-2?

Нет, это выглядит непривлекательно. - 58.8%
Да, не все деревья достаточно взрослые. - 11.3%
Поставить сетки у не совсем подросших деревьев. - 30%

Всего голосов:: 80
Голосование по этому опросу закончилось в: 06 Сен 2021 - 08:41

Объявления