В Усть-Катаве на площади Дворца культуры прошёл праздник «Кякук сяйе»

Автор 
Оцените материал
(2 голосов)
В Усть-Катаве на площади Дворца культуры прошёл праздник «Кякук сяйе» В Усть-Катаве на площади Дворца культуры прошёл праздник «Кякук сяйе»

Фото А. Петухова

Кякук как по-башкирски, так и по-татарски — кукушка, а сяйе — в Башкортостане чай, в Татарстане чай — уже чяе, а если соединить всё вместе, получится название обрядового праздника, посвящённого встрече весны и лета.

Этот народный праздник пришёл из глубины веков, проводили его, когда прилетала кукушка. Как только кукушка долго и звонко начинала куковать, люди собирались, брали самовары, еду — шли к кукушке в гости. На зелёной лужайке у родника расстилали скатерти, ставили угощение. И вот наш татаро-башкирский центр «Дуслык» решил порадовать устькатавцев, показать концерт, напоить зрителей чаем да и народными играми позабавить.

Люблю слушать кукушку, как только заслышу её голосок в конце мая, так всё, сразу чувствуется — лето пришло. Но в эту субботу было прохладно и ветрено, весна не хотела уступать место лету. Первое, что спросил у организатора праздника и руководителя «Дуслыка» Адибы Хабибуллиной:

— «Кукушкин чай» празднуют, когда кукушка прилетает. А Вы в этом году её слышали?

— Прилетала, я слышала, — говорит Адиба, — уже на той неделе прокуковала.

— Вы в каком районе живёте?

— Я живу в Ишимбаево, а здесь работаю.

— Понятно, она до Усть-Катава ещё не долетела.

— В город кукушка не должна прилетать. Когда она прилетает к жилью, говорят — беда, поэтому она должна куковать именно в лесу, её встречать раньше выходили на поляны в лес.

В приметы не особо верю, однако к рассказу Адибы стоит прислушаться, и в Интернете сказано, что «Кякук сяйе» берёт своё начало от архаичных доисламских верований, которые были связаны с древним культом птиц у башкир — о способности душ умерших превращаться в птиц. Вот и до начала концерта я подошёл к хореографу Ольге Боталовой, она привела своих девочек из «Подсолнуха», и спросил: «Ольга Владимировна, сейчас Ваши воспитанники будут исполнять башкирский танец. Подскажите, какое главное его отличие от других народных танцев?» Ольга Владимировна сразу: «Вот», и выгнула руки по бокам, как крылья у кукушки. Мистика какая-то получается!

Концерт начался с мелодии курая, играл на котором Альфред Аминев. И сразу показалось, что небосвод поднялся и горы раздвинулись, вот она какая, Башкирия! А потом сказительница старинных песен Сария Зиганшина исполнила свою «Мунажат». Почти два часа продолжался концерт, конечно, пожалел, что не знаю башкирского языка. Вот шустрый мальчишка Рушан Баширов вышел с песней-частушкой «Эй улам, улам», в которой куплет на русском, и сердце порадовалось, ноги заплясали, а дальше, как говорят, «ни бельмеса», точнее, «бельмяй», что по-башкирски — не понимаю. Однако это не помешало мне насладиться мощным голосом Авзала Назимова, с особым вниманием слушал, как играла на мандолине 84-летняя Фануза Нигматуллина. А квартет из четырёх кубызов! Где такое ещё услышишь? Ещё были игры: бегали с вёдрами на коромыслах и в мешках, и с яйцами в ложках, соревновались в основном ребятишки. Угощения и чая не успел отведать, но зато удалось полюбоваться тамбурной вышивкой Адибы Хабибуллиной, а там такая глубина, будто книгу прочитал об этом народе. Жаль одно — мало было зрителей, десятка три всего, так и хотелось крикнуть, как Салават Юлаев: «Эй, башкиры, где вы?!»

Добавить комментарий


Похожие материалы (по тегу)

Комментарии
Календарь
« Июль 2022 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Афиша

Опрос

Нужен ли забор кедровой аллее в МКР-2?

Нет, это выглядит непривлекательно. - 58.8%
Да, не все деревья достаточно взрослые. - 11.3%
Поставить сетки у не совсем подросших деревьев. - 30%

Всего голосов:: 80
Голосование по этому опросу закончилось в: 06 Сен 2021 - 08:41

Объявления