Вновь на сцене нашего театра великий Островский, по сути, с него и берёт начало русский театр. Насчёт всего русского достаточно вспомнить его «Снегурочку», и как восхищался поэзией этой пьесы не менее великий Чайковский. А русское купечество - это такой пласт, кажется, уже забытый и в то же время такой узнаваемый в новых русских бизнесменах. Сорок семь! пьес сочинено драматургом, и они в основном о нашей, я бы сказал, родной провинции. Александр Николаевич создаёт целостную театральную школу, где особо выделяется мастерство речевых характеристик героев и ставка делается не на одного актёра. Во всех его пьесах изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию. По большому счёту всё это можно было увидеть на премьере спектакля «Бедность - не порок», поставленного режиссёром Заслуженным работником культуры России Валентиной Михеевой.
Первое яркое, что впечатлило и создало атмосферу праздника, - это песни и танцы, в постановке которых участвовали хореограф Ольга Боталова и вокалистка Екатерина Смирнова. И актёры здесь поучаствовали, особенно было где развернуться (я имею ввиду песни и пляски) молодёжному крылу театра. Коляда была, как горячий пирог, к месту, а особенно меня тронула жалобная песня, исполненная девушками а капелла. Об игре всех актёров говорить не буду, это, как у Островского, ансамбль, но о «Щепкиных» скажу. И первой хочется отметить игру актрисы второго плана Светланы Новик (нянька Арина). Она не играла, а жила, мне кажется, даже порой затмевала роль главной героини - хозяйки дома. Всё как по Станиславскому – верил абсолютно! Кому ещё полностью верил, так это начинающей актрисе Марине Жигалёвой, сыгравшей Любовь Гордеевну, там даже и слова не нужны были, достаточно было посмотреть на её лицо, на жесты, одним словом, любовь полная. И как было не поверить уже маститому Виктору Батяеву. Вот сколько раз был во дворце, сколько раз лицезрел сцену в ожидании представления и никогда не обращал внимания на правую, слегка обшарпанную колонну рампы. Теперь буду всегда на неё смотреть и вспоминать, как Виктор Иванович, в образе спившегося купца Любима Карповича, грел о неё замёрзшие руки. Великая сила искусства – колонна превратилась в печку-голландку! Хорошо «спелись» на сцене троица друзей-приятелей - Мити (Владимира Панфилова), Яши (Игоря Автина) и Гриши (Дмитрия Долганова), как бы сами себя играли. И вот кто ещё был на своих местах, можно сказать, роль им личила, так это Светлана Дударева и Алексей Алфёров.
После спектакля, после оваций я обратился к зрителям.
- Очень трудно быть объективной, - сказала Тамара Михеева, - я всех артистов наших очень люблю, мне кажется, спектакль получился праздничным и интересным. И, честно говоря, у Островского это пьеса не очень известная, её мало ставят, поэтому неожиданный ход с песнями и танцами очень удачный.
- Да, «здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Тамара Витальевна, кого из актёров особо бы выделили?
- Меня два, даже три актёра удивили. Я первый раз видела не в записи, живьём Батяева. Конечно, сильный актёр и по энергетике очень эмоциональный. Сильное впечатление на меня произвела Татьяна Кречетова, которую знаю с детства. Порадовала и молодёжь, в частности Митя - такой типаж, такая фактура!
- Вы - давняя поклонница и участница нашего любительского театра, пришли сегодня с цветами. Что дают Вам такие посещения театра? – обратился я к Людмиле Васильевне Петровой.
- Знаете, ушла на пенсию - всё болит, спина болит, а душа манит, вот с таким настроением и пришла. Да, мы - ветераны - ездим в театры оперы и балета и в Уфу, и в Челябинск, но любим наш театр. Года два назад приехал на нашу сцену какой-то балет. Вы представляете на нашей сцене балет? Это же ужас, но народ был в восторге, потому что мы местечковые, ничего этого не видим. А вот смотрела «Поминальную молитву» и сегодня «Бедность - не порок» - очень достойные спектакли даже по сравнению с областными театрами.
В заключение хотелось бы процитировать самого Александра Николаевича Островского:
«Хорошая пьеса понравится публике и будет иметь успех, но долго не продержится на репертуаре, если плохо разыграна: публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу; пьесу можно и прочесть. „Отелло“, без сомнения, хорошая пьеса; но публика не желала её смотреть, когда роль Отелло играл Чарский. Интерес спектакля есть дело сложное: в нём участвуют в равной мере, как пьеса, так и исполнение. Когда и то, и другое хорошо, то спектакль интересен; когда же что-нибудь одно плохо, то спектакль теряет свой интерес».