Высшее образование, не выходя из дома – за этим будущее

Автор 
Оцените материал
(6 голосов)
Высшее образование, не выходя из дома – за этим будущее Высшее образование, не выходя из дома – за этим будущее

Фото А.Петухова

В День студента о перспективах развития высшего образования мы решили поговорить с директором Центра открытых инновационных технологий ЮУрГУ в г. Усть-Катаве Алексеем Иршиным.

- Сегодня большой уклон образования делается на применение дистанционных технологий, - считает Алексей Иршин, - об этом говорит министр образования РФ О. Ю. Васильева. Откройте портал «Открытое образование» и вы найдёте индивидуальные курсы практически по всем дисциплинам, даже техническим. Сейчас там порядка четырёхсот дисциплин, но к 2020 году планируется довести их до четырёх с половиной тысяч. Это массовые он-лайн курсы. Соответственно, перед ЮУрГУ также поставлена задача широкого применения дистанционных технологий. А где их лучше применить? конечно, для тех студентов, которые расположены вне Челябинска. Речь идёт и об иностранных студентах, и о студентах удалённых уголков России. У них появляется возможность, не выходя из дома, получать знания. С моей точки зрения, за этим будущее образования.

- Это обусловлено экономией средств на обучение или прогрессом в развитии общества и образования?

- Мне кажется, прежде всего, речь идёт о качестве образования. Наверное, в голове русского человека это пока не укладывается, потому что мы привыкли к очным встречам с преподавателями, но мировая тенденция такова, что образование будут получать только те люди, которым оно действительно необходимо. При очном обучении студента загоняли в аудиторию, пытались навязать ему какую-то лекцию, при дистанционном, если тебе действительно необходимо это образование, ты запишешься, поступишь в университет, будешь являться либо студентом, либо слушателем этого курса. Если ты являешься студентом и тебе необходимо по окончании иметь документ об образовании, тогда придётся оплачивать обучение и получать соответствующий документ. Но можно быть и простым слушателем, получить какие-то новые знания для себя, не сдавая экзаменов и зачётов. Считаю, это будет влиять на качество образования.

- Сейчас преподаватель и студент рядом, один может что-то спросить, другой может оценить знания, а при дистанционном общении разве качество образования не пострадает?

- Вот именно, когда они рядом, начинают влиять какие-то личные качества: нравится студент, говорит грамотно. А когда они не знакомы, преподаватель оценивает только знания студента, а не то, как он пришёл на экзамен, какой у него вид.

- А шпаргалки?

- При проведении он-лайн экзаменов и тестирования будет осуществляться полная идентификация личности: паспорт, лицо, и тестирование построено таким образом, что если нет знаний, даже если вокруг тебя будут ещё восемь человек, они не помогут. Не зря говорят, лошадь на водопой мы можем привести, но заставить её напиться не сможем. Также и студента заставить получить знания не сможем, пока он сам этого не захочет, при любой форме образования. Перелом уже идёт в этом направлении.

- Как Вы думаете, школа тоже со временем перейдёт на дистанционное образование?

- Возможно, здесь подход самих преподавателей школ и университетов должен быть адекватным. Для разработки таких курсов требуется очень много знаний. Это знание программы обеспечения, которая используется для создания этих курсов, это знание дисциплины, нельзя же чужим пользоваться, закон об авторских правах никто не отменял. Поэтому нужны свои собственные лекции и наработки по этой тематике. Сейчас старший преподаватель в университете не просто преподаватель, а научно-педагогический работник, то есть он должен ещё и наукой заниматься.

- Алексей Владимирович, подытожим, каким Вы видите будущее высшего образования?

- Преподаватель, находясь у себя дома либо в специализированной аудитории для видеозаписи, записывает лекции в режиме он-лайн по расписанию. Студент, сидя дома или в городе где-то на лавочке (главное, чтобы у него был интернет), смотрит эту видеолекцию. Не обязательно при прослушивании или просмотре идентификация личности, достаточно просто, если зашёл в виртуальную аудиторию, написать фамилию. Если ему что-то непонятно, он может начать общение с преподавателем, что-то спросить, и при этом вся аудитория слышит этот вопрос. Если нет возможности у студента выйти в этот момент в интернет, допустим, он работает, он может посмотреть эту лекцию потом дома. Если что-то непонятно, перемотал назад и ещё раз посмотрел. Единственное, что он не сможет, это пообщаться с преподавателем он-лайн. Но он сможет написать письмо, что-то спросить, и преподаватель ему что-то объяснит или даст ссылки, где посмотреть дополнительный материал.

Переход к такому образованию будет длительным, потому что менталитет у нас такой: русскому человеку, как в сказках, лень. Но надо начинать. Пусть сначала будет много студентов, сто, тысяча человек, а к выпуску дойдут два человека, зато они будут действительно грамотными специалистами.

Южно-Уральский госуниверситет хочет выйти на международный уровень, а без дистанционного образования этого не сделать – не поедет студент из Аляски в Челябинск учиться очно. Сейчас у него появляется возможность получить это образование дистанционно. 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Похожие материалы (по тегу)