12+  
Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 21818

Как на роду написано…

Автор 
Оцените материал
(5 голосов)
Как на роду написано… Как на роду написано…

Фото А. Петухова

5 октября страна отметит День учителя. В преддверии этого профессионального праздника – интервью с преподавателем истории школы № 7 г. Усть-Катава Светланой Перепёлкиной.

Врач, инженер, продавец, полицейский - люди этих профессий важны для общества, без них трудно представить нашу жизнь. Но учитель! Эти люди - основа основ, они закладывают фундамент и человека, и даже государства. Представители учительской профессии всегда ценились и уважались в обществе. Питаю надежду - и пока ещё ценятся. В преддверии Дня учителя, который страна отметит 5 октября, мы встретились с известным в Усть-Катаве преподавателем истории Светланой Ивановной Перепёлкиной.

- Мне неудобно, я на больничном до третьего, - сразу начала она отнекиваться от интервью. - Завуч уже беспокоится, уроки пропадают, и тут я появлюсь в школе: «А я пришла своё фото делать для СМИ ко Дню учителя».

Ох уж эта учительская скромность. Как смог, успокоил Светлану Ивановну. Учителя всегда в первых рядах, и кто же, как ни опытный педагог должен рассказать читателям, как выбирают такую трудную, но благородную профессию.

Мучительный выбор

- Светлана Ивановна, почему выбрали профессию учителя?

- Видимо, было на роду написано – стать учителем. Потому что мама - учитель начальной школы, папа - учитель трудового обучения, оба маминых брата - учителя физкультуры, причём один из них мастер спорта СССР по лыжам.

- А Вы не складывали педагогический стаж родных, сколько лет вашей учительской династии?

- Вообще интересно получается: моя родная сестра - учитель иностранных языков, родители учителя, дяди учителя. Выхожу замуж - у мужа тётя Валерия Александровна Биева - учитель истории, его прадед протоиерей Сергий Николаевский преподавал в православной гимназии в Самаре, дед Александр Андреевич Перепёлкин - учитель черчения в шубинской школе, тётя мужа работала учителем литературы. Конкретно я ещё не подсчитывала, но думаю, стаж приличный.

Я сейчас загорелась и младшего сына заразила: мы начали с ним заниматься историей Сергия Николаевского. Он был первый самарский новомученик, его на церковном дворе белые рассекли шашками на глазах у всей семьи.

- Точно, на роду было написано - пойти по учительской стезе.

- Получается, да. И мне не пришлось постепенно вводить мужа в учительскую среду, чтобы он понимал эту стезю и не ревновал к работе. Он инженер, но по сути дела он в этой учительской закваске рос.

- А почему историю выбрали?

- Как ни странно, путь выбора профессии для меня был очень мучительным. У меня ещё музыкальное образование, я хотела быть музыкантом. Собиралась поступать в институт культуры на отделение академического пения. Уже в 10-м классе к этому готовилась и ходила к репетитору. И вдруг после окончания школы, а я её закончила с отличием, встречает меня мой учитель, историк Роза Исааковна Гендельман и говорит: «Света, ты куда поступаешь?». Я говорю, в институт культуры. А она: «Да ты что, будешь в сельском клубе коровам хвосты крутить!» Прихожу домой, а у мамы уже было чувство, что не туда поступаю. Говорю ей, что Роза Исааковна предложила мне заниматься и поступать на историю. Сели на семейный совет, а папка говорит: «Ты что, передумала? Будешь дирижировать хором, взмах палочкой – рубль». Посмеялись, и, видимо, меня мама настолько тонко чувствовала, что сказала: «Не случайно она тебе встретилась».

Вообще у меня три любви было в школе – русский с литературой, история и немецкий язык. И вот ещё музыкальная стезя. Мне так трудно было определить, где моё место.

- И почему всё-таки историю выбрали из трёх?

- Я была влюблена в учителя русского и литературы. Галина Ивановна Патракова такую любовь нам привила к предмету! Но папа сказал: «Света, я как не зайду в учительскую, эти бедные учителя русского и литературы завалены стопками тетрадей, сидят и не поднимают головы. Иди уж лучше на историка». И я сейчас, как только сажусь проверять тетради, думаю: как хорошо, что я не словесник! 

Судьбоносная цепочка

- У нас был очень сильный курс, мы прошли через горнило серьёзного конкурса, пять человек на место. Кстати, было много парней. В те времена образование историка очень ценилось, так как советские партийные функционеры в большинстве были с историческим образованием. За время учёбы мы настолько сплотились, что эта студенческая дружба пережила годы и десятилетия. До сих пор встречаемся, многие мои однокурсники стали известными людьми в Челябинской области: министр образования и науки Челябинской области Кузнецов, ректор Челябинского института развития профессионального образования Сечинский, директор Челябинского юридического колледжа Большаков.

А сроднил нас очень колхоз: студенты на картошке - это отдельная жизнь, многое можно вспомнить. Я и с мужем своим встретилась в колхозе. Он собирался в армию, и приехал к брату, который учился на физфаке, а физики приехали к нам, к историкам и филологам дискотеку проводить. Интересная судьбоносная цепочка получается: если бы я в институт культуры поступила, то про ваш Усть-Катав и не знала бы. Может быть, только по трамваям и ориентировалась.

В институте я специализировалась на «Истории КПСС».

- Да, было время, партия во главе всего. Представляете, я был студентом физфака, но первое, что купил в Челябинске - три тома «Капитала» Маркса!

- Вы вспомнили про Маркса, а я с каждой стипендии покупала по томику Ленина. И к концу учёбы у меня было полное собрание его сочинений – 55 томов. Мама мне постоянно напоминает: «Ты когда их заберёшь в Усть-Катав?».

- Не жалеете, что столько времени потратили на изучение Ленина? Было же много умнейших философов и в России, и в мире, а мы в библиотеках конспектировали труды Ленина.

- Да, времени мы проводили в библиотеках много. По сути, публичная библиотека на проспекте Ленина была нашим вторым домом. Интернета не было, мы, готовясь к семинарам, и сидели там до ночи. Но, однозначно, работа над Лениным, его «перелопачивание», нам пригодилось. Мы же его рассматривали не как революционера, а как философа, как экономиста. И даже умение конспектировать - это оттуда.

Ленин и мешочек с керамикой

- Когда Вы встречаетесь со своими однокурсниками, видите их карьерный рост, нет сожаления, что остались в провинции?

- Не скрою, мой однокурсник Саша Кузнецов неоднократно задавал мне вопрос: «Ты чего там забыла в Усть-Катаве?» Он у нас в городе был неоднократно, видел наш социум. Я говорю ему, что более 30 лет здесь проработала, мне сейчас комфортно здесь жить, работать и реализовываться. Были у меня последние вспышки два года назад, когда квартиру в Челябинске продали. И когда в очередной раз встретилась с Александром Игоревичем, то сказала: «Нет, на возвращении в Челябинск я поставила жирную точку». Усть-Катав - это уже мой город, и это уже не тот город, в который я приехала, когда уливалась слезами и хотела домой.

Я приехала в Усть-Катав 14 августа 1986 года с двумя связками книг. Они были перевязаны верёвочками: несколько томиков Ленина, методички. Ещё был мешочек с керамикой, которую я привезла из археологической экспедиции. Мне очень хотелось всё это показать на первых уроках. Меня встречала мама мужа, её сестра Софья Георгиевна Шредер. А начинала я при Елене Григорьевне Швидь работать в пятой школе.

Поскольку челябинская закваска во мне сильно сидела, я долго не могла здесь адаптироваться. Усть-Катав восемьдесят шестого года - это по сути дела забытый Богом уголок. Людей мало, машин вообще нет, пятая школа была только сдана и дороги были не асфальтированы. Я в резиновых сапогах шла от «Белого лебедя» через пустырь до школы, там переобувалась, а обратно опять в этих сапогах. На меня всё это так давило, даже красота природы не очень вдохновляла. Я ревела, просила в субботу уроки мне не ставить и каждые выходные уезжала в Челябинск. Мне нужна была подпитка родительская, челябинская. В воскресенье возвращалась, но этих двух дней, пусть десять часов в дороге, мне хватало не неделю. Так я ездила в течение полугодия, пока не ушла в декретный с сыном. А сейчас я настолько адаптировалась в Усть-Катаве, уже настолько здесь своя, что мне комфортно. Мне нравится, что меня многие знают, здороваются…

Добавить комментарий


Похожие материалы (по тегу)