Именно поэтому городское и областное руководство оказывали УКВЗ всестороннюю поддержку по данному вопросу. Однако победителем тендера признано дочернее предприятие «Трансмашхолдинга» - ОАО «Метровагонмаш». За комментарием ситуации мы обратились к директору завода Александру Гнатюку.
- Александр Николаевич, для устькатавцев не понятно, как завод с таким огромным опытом выпуска трамвайных вагонов не стал победителем? Как Вы прокомментируете это событие?
- Да, действительно, подведены итоги конкурса на поставку 300 единиц трёхсекционных трамваев и оказанию услуг сервисного обслуживания и ремонта в 2017-2049 годах на общую сумму более 56 млрд рублей. Конечно, мы участвовали и рассчитывали на победу, так как имеем самый большой опыт изготовления и обслуживания трамвайных вагонов в России. Причём на заводе имеются все технологические переделы по изготовлению трамваев, а не так, как на Тверском вагоностроительном заводе ПК «Транспортные системы» организовали сборочное отвёрточное производство. Однако, как показала жизнь, компетенции по трамваестроению не достаточно, чтобы поставлять трамваи на рынок, необходима компетенция по изготовлению вагонов метрополитена, пассажирских электропоездов.
В конкурсной документации был прописан ряд ограничений для участия в конкурсе: наличие опыта поставки электроподвижного состава (трамваев, вагонов метрополитена, пассажирских поездов) в размере 7,5 млрд рублей, опыта оказания услуг сервисного обслуживания и ремонта электроподвижного состава не менее 5 млрд рублей, наличие сертификата соответствия на момент подачи заявки и другие. Для снятия ограничений по участию УКВЗ в конкурсе была подана жалоба в ФАС. По нашей инициативе губернатор Челябинской области Борис Дубровский обращался к мэру Москвы Сергею Собянину. Глава нашего города Сергей Семков направлял письма первому заместителю председателя Правительства РФ Игорю Шувалову, заместителю председателя Правительства РФ Аркадию Дворковичу. Только после этого ГУП «Мосгортранс» внесло изменения в конкурсную документацию, что позволило УКВЗ участвовать в конкурсе. Однако в критериях оценки победителя конкурса сохранились условия, предусматривающие преимущества ОАО «Метровагонмаш» перед остальными потенциальными участниками.
О чём я говорю? В критериях оценки победителя остались следующие условия:
- опыт поставок электроподвижного состава (трамваев, вагонов метрополитена, пассажирских электропоездов) в соответствии с ФЗ-44 от 05.04.2013 г., ФЗ-94 от 21.07.2005 г., ФЗ-223 от 18.07.2011 г.;
- опыт оказания услуг по сервисному обслуживанию и ремонту электроподвижного состава (трамваев, вагонов метрополитена, пассажирских электропоездов);
- наличие 6-ти дверей.
УКВЗ за свою историю выпустил более 25 тысяч трамваев и осуществлял их гарантийное обслуживание. Большинство поставок осуществлялось по прямым договорам без конкурсных процедур или через «торговый дом», что согласно конкурсной документации не учитывается в критериях оценки поставок. Этот критерий игнорирует наличие компетенции изготовления и реализации трамвайных вагонов, а оценивает лишь наличие компетенции выпуска и гарантийного обслуживания вагонов метрополитена и пассажирских электропоездов, что имеется у наших конкурентов - ОАО «Метровагонмаш». Кстати, это предприятие за всю свою историю реализовало всего 19 трамвайных вагонов.
Критерий - наличие 6-ти дверей - также является ограничительным, хотя посадка пассажиров осуществляется только через переднюю дверь и наличие 6-ти или 4-х дверей никак не влияет на скорость посадки и высадки пассажиров.
Вторично было направлено в адрес заместителя председателя Правительства РФ А. Дворковича письмо с информацией об оставшихся ограничениях в конкурсной документации, с просьбой рассмотреть возможность устранения ограничений при оценке победителя конкурса. Но ограничения и критерии оценки победителя так и не были изменены.
Для того чтобы преодолеть эти искусственно установленные ограничения при подведении итогов, мы должны были снизить цену в заявке на 40,3%, в том числе цену поставки трамваев на 51%, стоимость услуг по сервисному обслуживанию и ремонту на 31,6%. Только в этом случае достигался минимально приемлемый уровень превосходства заявки ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева» перед ОАО «Метровагонмаш». Эти шаги предпринимать мы посчитали экономически нецелесообразно.
- Получается государственные средства через ряд ограничительных условий, прописанных в конкурсной документации, направляются в частные компании, обладающие значительно меньшими компетенциями в трамваестроении?
- В этом конкурсе так и произошло.
- А как же государственная поддержка моногородов, реализация проекта по развитию транспортного кластера в Усть-Катаве?
- В создании транспортного кластера приходится рассчитывать только на собственные силы завода и города. В настоящее время эта работа проводится. Что касается завода, то до конца текущего года и на первое полугодие 2017 года у завода имеется достаточная загрузка.