12+  

Cамый старший из усть-катавских ветеранов МВД

Автор 
Оцените материал
(3 голосов)
Cамый старший из усть-катавских ветеранов МВД Cамый старший из усть-катавских ветеранов МВД

6 апреля хороший, порядочный человек Василий Степанович Калинин отметил своё восьмидесятилетие. На сегодняшний день майор милиции в отставке В. С. Калинин - самый старший из усть-катавских ветеранов МВД.

17 апреля – День ветеранов органов внутренних дел

Служба в органах для него началась в 1965 году в Катав-Ивановском отделе внутренних дел с должности участкового. В Советском Союзе, несмотря на то, что зарплата была более чем скромной, любого в милицию не брали. Василия Степановича направил на службу горком КПСС. К 1969 году криминальная ситуация в Усть-Катаве настолько обострилась, что областное руководство вынуждено было в Усть-Катавском городском отделении милиции ввести новую должность - заместитель начальника отделения по оперативной части. Так в усть-катавской милиции появился Василий Калинин.

С юбиляром я встретилась накануне у него дома. Уже более двух лет   Василий Степанович вдовствует, так случилось. Но в квартире тот же порядок, что и при Валентине Михайловне. В ответ на комплимент хозяин разводит руками:

- Нам с Женей (сыном – прим. авт.) расслабляться не приходится, потому что воспитываем будущую женщину, внучке Настеньке уже 12 лет.

Восемьдесят лет, кто-то скажет - старик. Вот только не Василий Степанович. Отдав милицейской службе без малого три десятка лет, он и сегодня живо интересуется политикой, реформой МВД, жизнью города. Несколько лет на общественных началах был председателем совета ветеранов МВД, членом  городского совета ветеранов. К слову сказать, «Аргументы и факты» читает и скрупулёзно изучает с самого первого номера, от 1978 года. Признаётся, что рубрика «Со стола министра МВД» особенно полезной оказалась в годы, когда был начальником отделения милиции.

- Василий Степанович, если следовать известной поговорке, Вы сейчас, наверное, только и делаете, что собираете камни? Каковы они?

- Не булыжники, по крайней мере. Обиды на то, как сложилась жизнь, нет. Никогда даже не промелькнула мысль-сожаление, что столько лет отдал службе в милиции. Хотя несладко приходилось. С нуля организовывал оперативную работу в Усть-Катаве. Честно говоря, и помочь некому было, потому что наставники остались в Катаве, а туда за каждой мелочью не наездишься. Очень благодарен талантливому оперу Александру Кушову (сотрудник уголовного розыска из Катав-Ивановска – прим. авт.). От него много перенял по работе с агентурой. Несмотря на колоссальные трудности с материальным обеспечением, недостаток кадров, работали с душой.

- Василий Степанович, а как Вы с подхалимами обходились? Ведь такие люди при любом строе – самые непотопляемые?

- О чём ты!? Коллектив - 21 человек реальных сотрудников, это только по штатному расписанию значился 31. Работали так слаженно, как одна семья, действительно, не считаясь с личным временем и бытовыми проблемами. Ни подхалим, ни карьерист ко двору бы не пришёлся. А я как начальник отличался только тем, что моя зарплата рублей на сорок-шестьдесят была побольше, чем у остальных офицеров, да в управлении и райкоме партии за результат спрашивали именно с меня.

- Представляю, как те читатели, кому сегодня, скажем, до сорока, скептически хмыкают, ну, опять завели, что раньше сахар был слаще и солнце ярче. Может быть, мы на самом деле нудноватые?

- Прожив свои восемь десятков лет, я, считаю, могу сопоставить и проанализировать. Возьми военное время: смерть, кровопролитие на фронте, тяжкий труд и нужда в тылу, а душа у людей пела. Хоть пацаном был, но хорошо помню, как из Серпиевки мужиков на фронт провожали далеко за околицу. Гармошка играет, женщины плачут, ребятня за материны подолы цепляется – такая процессия движется. Вдруг кто-то из мужиков, заметь, не партработник или должностное лицо, остановится на пригорке и с речью к людям: вы, мол, тут держитесь, а мы обязательно победим… Молодёжи нынешней только посочувствовать можно, они жизни ещё не знают, правильных, хороших ориентиров у них нет. Перестройка, развал СССР – государству было не до воспитания грядущих поколений. Наши дети и внуки не виноваты в том, что у них нет уверенности в завтрашнем дне. Понятия «честь», «совесть» исчезли из обихода. Всё перевернулось с ног на голову. Для нас учитель был святым, а нынче избивают пожилую учительницу, и это чуть ли не в порядке вещей. Не знаю, что происходило в верхах в наше время, но среди обычных людей считалось неприличным плохо работать.

Когда начинаю действующим сотрудникам полиции рассказывать о милиции, порой слышу скептические возражения, что, мол, преступности никакой не было, если раскрываемость достигала 89%. На самом деле и преступники были не глупее нынешних, и преступные группировки возникали то и дело. Обвинительные заключения и те следователи писали от руки, потому что одна пишущая машинка была на всё отделение. Не было эксперта-криминалиста, транспорта, элементарной бумаги и ещё много чего не было, но малыми силами мы обеспечивали правопорядок в Усть-Катаве с населением к 1980 году 31 тысяча человек. На мой взгляд, профессиональные требования к сотрудникам где-то были даже жёстче. К примеру, запрещалось приобретение негласного аппарата на компрометирующих материалах - только на добровольных началах. Оно и понятно, на компромате он год поработает, а потом, как отлегло, отказывается сотрудничать с органами. Куратор Шишкин требовал: начерти такую схему, чтобы я из отдела пришёл к месту происшествия и всё, что там произошло, понял без твоих пояснений.

- Какую черту своего характера считаете недостатком?

- Мягкотелый. На работе я слишком всем верил, даже контингенту…И очень много от этого страдал. Видимо, в отца удался: он три войны прошёл, но не жаждал мести, скромным был и нас воспитал доброжелательными. Однажды административный протокол составил на гражданина, а в суд надо было его везти в Катав-Ивановск. Транспорта не оказалось. Что оставалось делать?  Вручил ему рубль, билет на автобус стоил 50 копеек, и велел ехать в райцентр. Гражданин никуда не поехал, а через месяц его вновь доставляют в ГОМ… Уж он извинялся, объяснялся… Кто знает, может, что-то и понял.

Считаю, жалость - это допустимо, а вот хвастунов не выношу. Женщин я люблю как человеков, - широко улыбнулся мой собеседник. – Всё хорошее в этом мире женского рода: земля, родина, мать, доброта, любовь, надежда. Женская доля труднее нашей, только за это их стоит уважать и ценить. Когда в мужской компании за рюмкой кто-то начинает хвастать своими победами, противно. Разве это мужик?

- Не могу не поинтересоваться Вашим мнением о реформе МВД?

- Наблюдаю за руководством страны: перестройка, реформы, смешные законы вроде запрета курения, и порой складывается впечатление, что власти не знают, что делать, но что-то делать надо. Сам министр Колокольцев признал, что из реформы МВД ничего хорошего не получилось. Двести миллиардов ухнули, образно говоря, на смену табличек. Мне, как большинству обывателей, кажется, что самые деловые сотрудники были уволены, так как принципиальные не нужны. Аттестация получилась бутафорской. Министр МВД в одном из своих докладов сказал, что «сами генералы купили места». Борются с коррупцией много лет, а размеры её всё равно поражают, и конца-края в череде громких разоблачений не видно.

- Хоть что-то подобное было в ваше время?

- За всю систему отвечать не могу. Наверное, в ГАИ взятки брали. Но в Катав-Ивановском и Усть-Катавском отделах самым негативным было -напиться. Помню, Александр Иванович Рулёв, оперативник от бога, в ОБХСС Катав-Ивановска работал, какими-то путями купил списанную военную машину ГАЗ-69 и коробку к ней за 155 рублей. О, такой шум поднялся! Выгнали из партии и из органов.

К сожалению, сегодня люди к полиции относятся с недоверием. На самом деле так общество выражает недоверие ко всем правоохранительным органам - суду, прокуратуре и так далее. Полиция тоже со своей стороны видит несправедливость: им диктуют, этого наказывай, а другого - не моги. Мне  самому недавно пришлось испытать всю неприятность, когда система даёт сбой.

Началось всё с того, что в 2011 году получил решение мирового судьи из Магнитогорска о том, что я оштрафован на 820 рублей за неуплату налога за мотоцикл. Год я доказывал, что произошла ошибка, что в Магнитогорске никогда не проживал: отправил 16 заказных писем, много раз звонил в суд и налоговую, потратил 1500 рублей, но справедливости не добился, исполнительные листы до сих пор шлют. Это ужас!

- И всё-таки, что бы пожелали действующим сотрудникам полиции?

- Сотрудники органов приходят на службу из народа, поэтому пенять на то, что полицейские какие-то не такие, каких бы нам хотелось, нелепо. Тем не менее, считаю, полицейским нельзя поощрять в себе поверхностность. Нельзя возвышать себя над людьми, будь ты хоть семи пядей во лбу. Полиции надо быть ближе к народу. К примеру, я более тридцати лет являюсь старшим по дому, но ни разу не видел своего участкового. В другом случае, часто наблюдаю, как к жилому дому подходит участковый. Поскольку там живёт моя родственница, знаю, что сотрудник намерен разбираться с семейным дебоширом. Возле подъезда традиционно сидит группа пенсионерок, но полицейский проходит мимо, будто не видит. Почему не здоровается? Почему не останавливается побеседовать и получить полезную информацию? Этого понять не могу. Как известно, всё новое - это хорошо забытое старое. Вот, пожалуйста, посмотри, что писал в своё время Феликс Дзержинский, - мой собеседник достаёт с полки внушительных размеров книгу в коленкоровом переплёте и открывает закладку: «Чтобы быть хорошим милиционером, надо непрестанно работать над обогащением своего ума знаниями, которые дадут тебе возможность честно стоять на страже революционной законности».

- Василий Степанович, Вы, конечно же, следите за тем, как разворачиваются события в Украине?

- Видимо, там есть и добрые силы. Другие, подобные бандеровцам, использовали настроение хороших людей, которые находились в отчаянном положении. Понятно, что Украина Америке не нужна, нужна территория. Не знаю, как нормальные люди там будут выживать. Нужна какая-то помощь извне. На мой взгляд, всё закончится расколом. И кто гарантирует, что у нас такого не случится?

За прошедшие восемь десятков лет Василий Степанович, как подобает мужчине, вырастил сына и дочь, построил дом на даче, посадил немало деревьев. Так сложилось, что вместе с женой им пришлось воспитывать старшую внучку. Получилась умная, любящая, состоявшаяся молодая женщина – жена и мама Ирина. Сегодня дедушка Василий просит у Господа здоровья ещё хоть на десяток лет, чтобы встала на ноги младшая внучка Настенька.

В общем, от традиционного вопроса, счастлив ли, я удержалась, потому что ответ очевиден.

Людмила Титова, ветеран МВД.

Коллега о Василии Степановиче:

Евдокия Смирнова, в восьмидесятых прошлого столетия работала в паспортном столе: «…счастлива тем, что в жизни моей были такие сотрудники, такие люди как В. С. Калинин – настоящий товарищ, настоящий, в моём понимании, милиционер. Человек – без камня за пазухой…»

Добавить комментарий


Похожие материалы (по тегу)