Вячеслав Горин: «Тренер — это наставник, психолог и друг»

Автор 
Оцените материал
(1 Голосовать)
Вячеслав Горин: «Тренер — это наставник, психолог и друг» Вячеслав Горин: «Тренер — это наставник, психолог и друг»

Фото из архива В. ГОРИНА.

Многие с детства мечтают стать звёздами мирового футбола, но мало кто задумывается о другой важной и высокоуважаемой должности. О тех людях, которые стоят за пределами футбольного поля, смотрят за действиями команды, мотивируют её и помогают добиться результата.

В чём же заключается работа тренера, какими качествами он должен обладать, и какие подводные камни могут быть в этой профессии? Вот об этом и многом другом в интервью, взятом накануне профессионального праздника — Дня тренера в России. Знакомьтесь: Вячеслав Викторович Горин — спортсмен-инструктор административно-хозяйственного отдела № 93. С 2015 года тренирует футбольные команды мальчиков. На сегодня у него три команды воспитанников в возрасте от 2009 до 2014 года.

— Как всё начиналось? Почему Вы решили стать тренером именно футбольной команды?

— А начиналось всё на общественных началах (смеётся). Мне этот вид спорта близок и дорог ещё с детства. А десять лет назад на уровне горнозаводской зоны состоялся футбольный турнир, можно сказать, возник он стихийно. Но организовалось шесть команд мужчин. В силу возраста мне быть игроком было всё-таки сложнее, и я стал тренером усть-катавской команды. Мы заняли первое место, тогда это и стало первым толчком к тренерской работе. Решил попробовать себя в роли тренера юношеской команды и не пожалел. Мои мальчишки на городском уровне всегда занимают первые места, на зональном и областном уровнях мы выступаем слабее, но не ниже третьего места.

Со всеми ли задачами справляются Ваши ребята?

— Со всеми задачами справиться невозможно. Задач много, решаем вместе по мере их поступления. Самое главное — что они стремятся к этому, и это видно!

Как думаете, тренер — это человек, который должен научить только технике или же ещё и быть наставником, психологом и, помимо рабочих моментов, давать игрокам некоторую уверенность, что всё получится, что спорт — это здорово, что можно победить, если играть в команде? Какими качествами должен обладать тренер?

— Всё вкупе. А как иначе? Конечно же, ты не только тренер, но и друг. Важны открытость перед ребятами и коммуникабельность, общение с ними на равных. Бывает так, что они хотят рассказать о своей жизни, далеко не связанной с футболом. Стараюсь, чтобы в команде была хорошая, весёлая и дружелюбная атмосфера. Считаю, что помимо этого наставник должен обладать сдержанностью, упорством, ну, и, конечно же, мастерством.

Что мешает ребятам играть лучше, низкая самооценка, может быть, или агрессия? Какие задачи чаще всего Вам приходится решать?

— Насчёт самооценки и агрессии у нас проблем нет. Чаще всего приходится решать организационные вопросы по участию в соревнованиях: то нет финансирования, то нет транспорта (на предприятии нет своего автобуса для перевозки детей). А мешает улучшать командную игру недостаток участия в спортивных состязаниях, которых у нас на территории области, и не только, проводится немало, и нас туда приглашают. Постоянные, даже очень качественные тренировки не дают того эффекта, как состязания, когда есть реальный соперник и цель победить во что бы то ни стало.

Первая распространённая проблема у детей — это недостаточно хорошая техника. Тренер её подтягивает. Вторая — это дисциплина, то есть тренер мотивирует. А как Вы мотивируете игроков, что делаете или говорите?

— Ваш вопрос связан с предыдущим. Любая победа, будь то турнир или товарищеский матч, уже является мотивацией для команды. Никого особо настраивать и мотивировать не приходится, потому что все и так всё знают и понимают. А по поводу мотивации... у каждого тренера есть свои «приёмчики», и я думаю, вряд ли кто-нибудь Вам их откроет.

Что работает эффективнее: система наказания или поощрения? Или это от человека зависит?

— К каждому свой подход. Я не сторонник наказаний, но бывает и такое. Как правило, это касается дисциплины и только. Насчёт поощрений — похвала тренера.

Как настроить ребят на нужную работу?

— Все знают свои слабые стороны. Тренировки направлены на то, чтобы их устранять. Настраивать специально никого не нужно. Самое главное — это взаимопонимание между игроками.

Тренер, как мне кажется, также должен уметь находить общий язык с родителями. Конфликты с родителями, наверно, случаются. Насколько часто? И что становится поводом?

— Конфликты? Это не про нас! Родители ребят никогда не вмешиваются ни в жизнь команды, ни в тренерский процесс. На моей практике пока проблем с родителями не было да и в дальнейшем, я думаю, не будет.

Как Вы считаете, что в конечном итоге дают ребятам занятия футболом?

— Коллектив, яркие эмоции, мастерство, дисциплину, командные качества, подтянутое здоровье, ну и, конечно же, дружбу на долгие годы.

Что для Вас самое сложное в работе?

— Самое сложное — собрать сильную конкурирующую команду. Как идёт приём в футбольные команды в крупных городах? Да даже, к примеру, в Аше. С помощью отбора, сдачи нормативов, физических способностей, даже, если хотите, спортивного дара, он всё равно заметен. У них на каждый возраст свой тренер и не один. То есть в связи с проживанием большего количества населения в городе всегда есть выбор набрать лучших. Как происходит у нас? Мы принимаем всех: кто-то сам пришёл, кого-то привёл друг — просто скучно одному ходить на тренировки, кого-то — «за ручку родители», чтобы без дела не болтался на улице, и получается, что для многих из них футбол — это, скорее, или неизбежное времяпрепровождение, или временное хобби, чем перспектива на победу. И среди моих мало, но есть дети, к спорту вообще никак не приспособленные, нет данных, нет желания, есть и другие факторы. Но занимаюсь я со всеми одинаково и всё равно надеюсь на хороший результат.

Что нового Вы открыли для себя в профессии тренера?

— Как правильно работать с абсолютно разными людьми с точки зрения психологии. Стал лучше понимать людей, наверное.

Существует два мнения, первое — что футбольным тренером может быть только бывший футболист, а второе — что тренеру вообще не обязательно уметь играть в то, что он преподаёт. А как Вы считаете, тренером может стать любой желающий или же это по большей части призвание?

— Наверное, всё-таки призвание. Если человек начинает разговор о тренерской должности с обсуждения размера зарплаты и премий, то тренер из него будет, мягко скажем, никакой. Хочу заметить, что не всегда бывший футболист становится хорошим тренером, и, напротив, человек, который никогда не играл в профессиональный футбол, может стать успешным тренером. Яркий пример тому Леонид Слуцкий. В молодости непродолжительное время был футболистом, играл на позиции вратаря. В данный момент — главный тренер клуба «Рубин». Но в идеале хороший тренер должен обладать всеми футбольными навыками, начиная от нападающего и заканчивая вратарём. Игровая практика очень много даёт, я и сам до сих пор играю. А если у человека есть ещё и желание тренировать, то почему бы и нет.

Пользуясь случаем, хочу поздравить своих коллег — тренеров Усть-Катавского городского округа с наступающим праздником. Пожелать им здоровья, профессиональных успехов, трудолюбивых воспитанников и спортивных удач!

Заканчивая разговор с Вячеславом Викторовичем, невольно сделала для себя вывод, что истинный тренер — это человек, который не только должен быть опытным наставником, но и оставаться при этом чутким и лояльным другом, иногда даже строгим отцом и в какой-то степени альтруистом. И тогда у его подопечных в любом виде спорта будут, пусть и не всегда, большие, но свои успехи, достижения и победы.

Автор: Н. Шкерина

Добавить комментарий


Похожие материалы (по тегу)