В чём же заключается работа тренера, какими качествами он должен обладать, и какие подводные камни могут быть в этой профессии? Вот об этом и многом другом в интервью, взятом накануне профессионального праздника — Дня тренера в России. Знакомьтесь: Вячеслав Викторович Горин — спортсмен-инструктор административно-хозяйственного отдела № 93. С 2015 года тренирует футбольные команды мальчиков. На сегодня у него три команды воспитанников в возрасте от 2009 до 2014 года.
— Как всё начиналось? Почему Вы решили стать тренером именно футбольной команды?
— А начиналось всё на общественных началах (смеётся). Мне этот вид спорта близок и дорог ещё с детства. А десять лет назад на уровне горнозаводской зоны состоялся футбольный турнир, можно сказать, возник он стихийно. Но организовалось шесть команд мужчин. В силу возраста мне быть игроком было всё-таки сложнее, и я стал тренером усть-катавской команды. Мы заняли первое место, тогда это и стало первым толчком к тренерской работе. Решил попробовать себя в роли тренера юношеской команды и не пожалел. Мои мальчишки на городском уровне всегда занимают первые места, на зональном и областном уровнях мы выступаем слабее, но не ниже третьего места.
— Со всеми ли задачами справляются Ваши ребята?
— Со всеми задачами справиться невозможно. Задач много, решаем вместе по мере их поступления. Самое главное — что они стремятся к этому, и это видно!
— Как думаете, тренер — это человек, который должен научить только технике или же ещё и быть наставником, психологом и, помимо рабочих моментов, давать игрокам некоторую уверенность, что всё получится, что спорт — это здорово, что можно победить, если играть в команде? Какими качествами должен обладать тренер?
— Всё вкупе. А как иначе? Конечно же, ты не только тренер, но и друг. Важны открытость перед ребятами и коммуникабельность, общение с ними на равных. Бывает так, что они хотят рассказать о своей жизни, далеко не связанной с футболом. Стараюсь, чтобы в команде была хорошая, весёлая и дружелюбная атмосфера. Считаю, что помимо этого наставник должен обладать сдержанностью, упорством, ну, и, конечно же, мастерством.
— Что мешает ребятам играть лучше, низкая самооценка, может быть, или агрессия? Какие задачи чаще всего Вам приходится решать?
— Насчёт самооценки и агрессии у нас проблем нет. Чаще всего приходится решать организационные вопросы по участию в соревнованиях: то нет финансирования, то нет транспорта (на предприятии нет своего автобуса для перевозки детей). А мешает улучшать командную игру недостаток участия в спортивных состязаниях, которых у нас на территории области, и не только, проводится немало, и нас туда приглашают. Постоянные, даже очень качественные тренировки не дают того эффекта, как состязания, когда есть реальный соперник и цель победить во что бы то ни стало.
— Первая распространённая проблема у детей — это недостаточно хорошая техника. Тренер её подтягивает. Вторая — это дисциплина, то есть тренер мотивирует. А как Вы мотивируете игроков, что делаете или говорите?
— Ваш вопрос связан с предыдущим. Любая победа, будь то турнир или товарищеский матч, уже является мотивацией для команды. Никого особо настраивать и мотивировать не приходится, потому что все и так всё знают и понимают. А по поводу мотивации... у каждого тренера есть свои «приёмчики», и я думаю, вряд ли кто-нибудь Вам их откроет.
— Что работает эффективнее: система наказания или поощрения? Или это от человека зависит?
— К каждому свой подход. Я не сторонник наказаний, но бывает и такое. Как правило, это касается дисциплины и только. Насчёт поощрений — похвала тренера.
— Как настроить ребят на нужную работу?
— Все знают свои слабые стороны. Тренировки направлены на то, чтобы их устранять. Настраивать специально никого не нужно. Самое главное — это взаимопонимание между игроками.
— Тренер, как мне кажется, также должен уметь находить общий язык с родителями. Конфликты с родителями, наверно, случаются. Насколько часто? И что становится поводом?
— Конфликты? Это не про нас! Родители ребят никогда не вмешиваются ни в жизнь команды, ни в тренерский процесс. На моей практике пока проблем с родителями не было да и в дальнейшем, я думаю, не будет.
— Как Вы считаете, что в конечном итоге дают ребятам занятия футболом?
— Коллектив, яркие эмоции, мастерство, дисциплину, командные качества, подтянутое здоровье, ну и, конечно же, дружбу на долгие годы.
— Что для Вас самое сложное в работе?
— Самое сложное — собрать сильную конкурирующую команду. Как идёт приём в футбольные команды в крупных городах? Да даже, к примеру, в Аше. С помощью отбора, сдачи нормативов, физических способностей, даже, если хотите, спортивного дара, он всё равно заметен. У них на каждый возраст свой тренер и не один. То есть в связи с проживанием большего количества населения в городе всегда есть выбор набрать лучших. Как происходит у нас? Мы принимаем всех: кто-то сам пришёл, кого-то привёл друг — просто скучно одному ходить на тренировки, кого-то — «за ручку родители», чтобы без дела не болтался на улице, и получается, что для многих из них футбол — это, скорее, или неизбежное времяпрепровождение, или временное хобби, чем перспектива на победу. И среди моих мало, но есть дети, к спорту вообще никак не приспособленные, нет данных, нет желания, есть и другие факторы. Но занимаюсь я со всеми одинаково и всё равно надеюсь на хороший результат.
— Что нового Вы открыли для себя в профессии тренера?
— Как правильно работать с абсолютно разными людьми с точки зрения психологии. Стал лучше понимать людей, наверное.
— Существует два мнения, первое — что футбольным тренером может быть только бывший футболист, а второе — что тренеру вообще не обязательно уметь играть в то, что он преподаёт. А как Вы считаете, тренером может стать любой желающий или же это по большей части призвание?
— Наверное, всё-таки призвание. Если человек начинает разговор о тренерской должности с обсуждения размера зарплаты и премий, то тренер из него будет, мягко скажем, никакой. Хочу заметить, что не всегда бывший футболист становится хорошим тренером, и, напротив, человек, который никогда не играл в профессиональный футбол, может стать успешным тренером. Яркий пример тому Леонид Слуцкий. В молодости непродолжительное время был футболистом, играл на позиции вратаря. В данный момент — главный тренер клуба «Рубин». Но в идеале хороший тренер должен обладать всеми футбольными навыками, начиная от нападающего и заканчивая вратарём. Игровая практика очень много даёт, я и сам до сих пор играю. А если у человека есть ещё и желание тренировать, то почему бы и нет.
Пользуясь случаем, хочу поздравить своих коллег — тренеров Усть-Катавского городского округа с наступающим праздником. Пожелать им здоровья, профессиональных успехов, трудолюбивых воспитанников и спортивных удач!
Заканчивая разговор с Вячеславом Викторовичем, невольно сделала для себя вывод, что истинный тренер — это человек, который не только должен быть опытным наставником, но и оставаться при этом чутким и лояльным другом, иногда даже строгим отцом и в какой-то степени альтруистом. И тогда у его подопечных в любом виде спорта будут, пусть и не всегда, большие, но свои успехи, достижения и победы.
Автор: Н. Шкерина