Часто, выбирая стезю дальнобойщика, молодые водители думают о романтике дальних путешествий. На самом деле это одна из самых трудных и опасных профессий, которой у нас не учат. Все особенности шофёрского мастерства приходится познавать на собственных ошибках. Недаром дальнобойщиков называют водителями-профессионалами! Работа требует от них огромного опыта, силы и выносливости, долгих часов, проведённых в пути для того, чтобы довезти груз до пункта назначения вовремя, в целости и сохранности.
Сразу хочу оговориться, что мой собеседник не любит, когда его называют дальнобойщиком, предпочитает слово «междугородний». Виктор Владимирович Симбиркин — водитель с 39-летним стажем, скромный и трудолюбивый человек, считающий, что повода рассказывать о нём в газете нет, так как в 28-м транспортном цехе предприятия немало других уважаемых водителей, настоящих героев российского бездорожья. А повод есть — наступающий профессиональный праздник. Да и возраст героя интервью таков, когда уже можно говорить о том, что удалось сделать в жизни.
Воспитал двух дочек — Елену и Ольгу. Младшая продолжает династию — работает на заводе. К гордости и радости отца они трудолюбивые, порядочные и добрые люди. У счастливого деда подрастают два внука и внучка. Основным достоинством Виктора Владимировича друзья и знакомые считают его добродушие и какую-то особенную неконфликтность. Из любой сложной ситуации он всегда старается найти дипломатический выход, так как верит, что любой человек, даже с очень сложным характером, на доброе отношение отвечает по-доброму. Руководство ценит его за ответственное отношение к своим профессиональным обязанностям и дисциплинированность.
Стать шофёром Виктор Владимирович мечтал с детства, потому что технику считает самым большим жизненным увлечением. Но, окончив в июне 1982 года ГПТУ-22, пришёл на завод и устроился работать по полученной специальности слесарем в 29-й цех. Через год перевёлся, тогда ещё в 89-й автотранспортный цех, где и работает по сегодняшний день, если не считать небольшого двухгодичного армейского перерыва, да и там пришлось крутить баранку.
— Виктор Владимирович, есть водители, которые не представляют себе жизни без романтики дорог, без постоянного движения. А каков Ваш взгляд на водительское ремесло?
— Все зарабатывают себе на хлеб по-разному. В любой профессии, если ты хочешь чего-то добиться, нужно усердно работать. Шофёрская профессия — достаточно тяжёлый труд, учитывая особенность российских дорог и бесконечные пробки. Вместе с тем в нашей работе много положительного. Это и независимость — многие из нас работают сами на себя, и возможность посмотреть страну. Но в дальней дороге может произойти что угодно: от простого прокола колеса до столкновения с лосем. Такие ситуации предусмотреть невозможно. Поломка грузовика в дороге чревата задержкой в пути, а нередко и порчей груза.
— И что помогает в дороге?
— В дороге меня выручает радио, общение с другими дальнобойщиками по рации. Да и вообще, самый лучший сервис на дороге для любого дальнобоя — это рация. Ведь почти все дальнобойщики «в канале», у них включена рация на общепринятом водителями 15-м канале, из которого они узнают всю дорожную ситуацию да и просто общаются.
На мой взгляд, российские водители сплочённые, всегда помогают друг другу в сложных ситуациях. На трассах с оживлённым движением, если что-то сломалось, всегда найдутся люди, которые остановятся и помогут словом, делом, инструментом. А ещё в дороге я часто размышляю о своей жизни, планирую работу.
— Вы работаете один или с напарником?
— Сейчас я езжу один, даже в дальние рейсы. Традиция ходить в рейс с напарником давно ушла в прошлое. Но работа в одиночку не даёт ощущения изоляции, ведь по дороге всегда можно встретить магазины и заправки, других водителей на стоянках. С ними всегда можно обсудить последние новости и ситуацию на дороге.
— А есть ли профессиональные секреты, которыми Вы готовы поделиться?
— Если человека сильно клонит в сон, то нужно остановиться на 20–30 минут и поспать. Кофе и энергетики, на мой взгляд, не помогают. Я считаю, что это вредно для организма. Здоровый сон — лучшее средство от усталости в дороге. Поэтому всем советую: хорошо отдохните перед долгой поездкой. Вряд ли вы проедете большое расстояние, если изначально не будете бодрым.
— В профессиональном смысле у водителя цель одна — доехать до пункта назначения и вернуться! Насколько важно человеку иметь цель в жизни, как Вы считаете?
— Я считаю, что в жизни каждого человека должна быть цель. Когда она отсутствует, то жизнь становится серой и скучной. Часто говорят, что цель отличается от мечты тем, что она требует от нас активных действий. Я с этим категорически не согласен. Мне кажется, мечты очень помогают всем нам в определении того, чего бы мы хотели добиться в жизни. Цели рождаются из мечтаний. В мечтах можно быть свободным, не думать об ограничениях и невозможности получить желаемое. И когда понимаешь, что именно важно для тебя в жизни, пора превращать мечту в цель — придумать, как её добиться, и действовать.
— Что ещё, по Вашему мнению, требуется для достижения цели?
— Конечно, очень важна поддержка близких людей. Ещё необходимо определённое профессиональное чутьё. Главное — не сидеть на месте и постоянно делать что-то для достижения своей мечты. Не стоит ждать, что счастье само придёт к тебе в руки!
Виктор Владимирович любит свой труд, он душой прикипел к баранке за десятилетия работы. На вопрос о главном принципе своей работы, «главное — это ответственность! И 39 лет работы — всего лишь молодость», — с улыбкой заметил мой собеседник.
Труд любого водителя сложен и ответственен, машина является объектом повышенной опасности. От того, как относится водитель к своей работе, к технике, зависят жизни других людей. Помните об этом, уважаемые работники автомобильного транспорта. С праздником вас, здоровья и ровной дороги!
Автор: Н. Шкерина